В перерывах футбольного матча ведущий трансляции звонким голосом рассказывает, как букмекерская компания построила футбольную площадку для детей провинциального города. Показываются кадры открытия, довольные дети, счастливые взрослые, и все дружно благодарят владельцев букмекерской конторы. За всем этим весельем стоят слёзы жен лудоманов, отчаянье матерей заядлых игроков, плачущих детей, потому что мама разводится с папой по причине, что отец проиграл все сбережения семьи и радость владельцев ломбардов, принимающих телевизоры и бабушкино золото. И самое главное, вспоминается печальная статистика самоубийств всех тех, кто так и не смог справиться со своей манией. Все эти люди оплатили эту площадку. И они же принесли миллионные прибыли этой букмекерской компании. Давайте разберемся, как так получилось.
История проблемы
Азартные игры уже очень давно являются частью человеческой культуры. Самые ранние игральные кости шестигранной формы с отметинами в виде точек были обнаружены в Иране и относят к третьему тысячелетию до нашей эры. С годами и столетиями азартные игры на деньги всё больше вливались в человеческую жизнь. Около 1765 года во Франции появилось первое устройство для игры в рулетку. Далее в Монако появилось первое казино в 1863 году. Тотализатор Экберга, механический аппарат для заключения ставок, появился в 1880 году в Новой Зеландии. А в 1895 году миру были явлены игровые автоматы, которые именуют в народе «однорукими бандитами».
Новой эпохой в индустрии азартной игры стало событие произошедшее в стране Антигуа и Барбуда. Там в 1994 году принят «Закон о свободной торговле и обработке информации», что привело к появлению первых виртуальных онлайн казино. Рынок интернет-казино стал стремительно расти. И вот уже в 1998 году официальная прибыль игровых сайтов согласно отчету Frost & Sullivan составила 830 миллионов долларов. И это только официальная прибыль. А в 2000 году было создано первое мобильное казино для карманных персональных компьютеров с ОС Windows Mobile.
Параллельно развивался виртуальный бизнес и букмекерских компаний. Всё началось с той же Антигуа и Барбуда. Первая онлайн-ставка была совершена в 1996 году, а приняла её компания Intertops, которая получила там лицензию на онлайн-беттинг. И уже к 2001 году объём онлайн-рынка ставок на спорт превысил 1 миллиард долларов, а количество онлайн-игроков составляло почти 8 000 000 человек. В том же 2001 году и в России появилась первая возможность делать ставки онлайн, не выходя из дома. Стремительный рост онлайн ставок привёл к тому, что более 81% любителей азартных игр играют онлайн.
С всемирным распространением сети интернет азартные игры стали глобальной проблемой. По статистике зависимостей лудомания во всем мире варьируется в пределах 1,2-6,0%. Лидирующие позиции занимает Латвия — 6,0% ее населения сталкивалось с этой проблемой. А наибольшее количество игроманов зарегистрировано в Китае, где около 60 миллионов человек имеют проблемы с азартными играми, что составляет примерно 4% от общего числа жителей страны. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что ежегодно около 350 миллионов людей испытывают проблемы с лудоманией, а за последние десять лет количество страдающих этой зависимостью увеличилось в пять раз.
Согласно последним исследованиям, от 15 до 20% жителей России выделяют более 10% своего семейного бюджета на азартные игры. При этом примерно 19% людей теряют свыше 10% своих заработков на данную деятельность. Хотя привычка к азартным играм более распространена среди мужчин, у женщин она проявляется в более тяжелых формах. Женщины втягиваются в эту опасную зависимость в три раза быстрее и менее эффективно поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, которые попадают в зависимость больше в молодости, женщины, как правило, сталкиваются с этой проблемой в более зрелом возрасте и по другим причинам. Наиболее частая причина — попытка убежать от личных трудностей через азартные игры. Обычно это происходит в возрасте от 21 до 55 лет. В одном из исследований, сравнивающем 70 мужчин и 70 женщин с проблемами азартных игр, было замечено, что у женщин зависимость от игры развивается быстрее. В том же исследовании также были выявлены половые различия: у женщин зависимость часто связана с депрессией, а у мужчин с алкоголизмом.
Игра как бизнес
Работа и заработок букмекерских компаний и казино основан на математических моделях. Все устроено так, что игровая компания будет зарабатывать при любых сценариях развития игры. Главная задача и трудность для казино — это привлечь клиента, создать иллюзию возможности победы и держать его в этой иллюзии как можно дольше. Отдельный человек в отдельном случае может заработать на игровой компании, но в общей массе и в длительную перспективу зарабатывает только казино. Это беспроигрышный бизнес. Приведем простой пример на старейшей азартной игре.
Игра в кости — это простое, но увлекательное занятие, которым человечество без усталости занимается на протяжении множества веков. Суть игры заключается в следующем: каждый участник, надеясь на удачу, бросает пару костей с числами от 1 до 6 на гранях. Если сумма выпавших чисел составит 2, 3 или 12, игрок одерживает победу. В то же время, если сумма равна 7 или 11, это означает поражение. Остальные результаты требуют повторного броска до тех пор, пока не выпадет одно из указанных значений. Правила довольно прозрачны и справедливы. Здесь нет обмана: выигрышных комбинаций сразу три, а проигрышных всего две. Кажется, что удача просто обязана улыбнуться. Однако, ключевым моментом остается вероятность выпадения этих комбинаций.
И так во всем, в какую бы игру вы с казино не играли, в саму суть игры встроен принцип прибыли казино. Казино и букмекеры никогда не играют с человеком, они зарабатывают на игроке. И как гласит народная мудрость: единственный способ заработать в казино — открыть собственное казино.
Что такое лудомания
Согласно Международной классификации болезней (МКБ), игровое расстройство проявляется как устойчивый или периодический паттерн игрового поведения, который может проявляться как в онлайн, так и в офлайн среде. Основными признаками являются:
Потеря контроля над игрой, включая начало, частоту, продолжительность, интенсивность, завершение и контекст игрового процесса
Продолжение или ухудшение игровой активности, несмотря на негативные последствия
Превалирование игр над другими интересами и повседневной жизнью
Исследователи в области аддиктологии, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских, выделяют признаки, характерные для азартных игроков:
Увеличение времени игры
Неспособность остановиться в игре, как после выигрыша, так и после проигрышей
Постоянные размышления о игре и фантазии о игровых ситуациях
Увеличение частоты игр и рост рисков
Психологический дискомфорт в ситуации без игры и желание вернуться к игре
Напряжение, связанное с желанием играть
Уменьшение способности противостоять соблазну, что приводит к возобновлению зависимости при малейшей провокации
Формирование и развитие лудомании
Этапы зависимости
Термин «зависимость» в соответствии с Римским законодательством означает подчинение или капитуляцию владельцу или хозяину. И фактически к нему обращались при описании рабства. Возможно, что это одно из значений, которое, несмотря на малую известность, не перестаёт быть актуальным, поскольку затрагивает один из основных аспектов аддиктивного поведения, а именно зависимость от «хозяина». Хозяином лудомана безусловно является игра, те эмоции которые она дает и те грезы которые она подпитывает. Зависимым человек становится не сразу, этот процесс проходит в несколько этапов.
Этап увлечения
На первом этапе человек удачлив в игре и часто выигрывает. И как было сказано одним из исследователей игровой зависимости: «Не дай вам бог выиграть крупную сумму». Ключевым моментом возникновения зависимости часто становится значительный выигрыш, который порождает эйфорию и вдохновляет продолжать игру и увеличивать ставки. Деньги выигрываются легко и это вводит в заблуждение. В голове игрока начинает зарождаться мысль о том, что игра может стать основным источником дохода, часто возникает чувство исключительности, уникального везения или особых способностей к игре, что становится опасной ошибкой.
Основной мотив: обогатиться легким путем.
Этап потери
Слишком оптимистичный подход игрока, свойственный людям с игровой зависимостью, подталкивает его к увеличению количества ставок. В результате возникают значительные проигрыши, с которыми игроку очень трудно смириться, что побуждает его продолжать игру с надеждой вернуть утраченные средства. Игрок начинает борьбу с игровой системой, стремясь вернуть свои деньги.
Основной мотив: вернуть свои деньги.
Этап отчаяния
Человек влезает в «долговую яму», что заставляет его желать вернуть свои деньги ещё больше. Появляются проблемы в семье, растут кредиты, возникают случаи краж и мошенничества. Уходит радость от игры, и вместе с тем у игрока возникает непреодолимое стремление вернуть былое удовольствие от игры, эмоции и эйфорию от выигрышей.
Основной мотив: расплатиться с долгами.
Последствия игровой зависимости
Эмоциональные трудности
Лудоман, начинает испытывать сожаление из-за проигранных денег. Он обманывает близких, скрывая свои финансовые проблемы и масштабы своей зависимости, что приводит к социальной изоляции. Люди с игровой зависимостью часто ощущают себя безнадежными и не в состоянии вернуться к прежнему образу жизни, что, в свою очередь, порождает чувства печали, тревоги, депрессии или раздраженности, подталкивающие к продолжению игры, ибо игра кажется единственным, что еще может принести удовольствие.
В случае, если лудоман пытается отказаться от игры, появляется синдром отмены.
Он сопровождается такими же депрессивным настроениями, раздражительностью, вспыльчивостью, и интенсивность этих переживаний увеличивается по мере увеличения периода отсутствия игры. Возможны появления мыслей о самоубийстве. Зависимость от азартных игр — это зависимость с очень высоким уровнем самоубийств. Уровень самоубийств среди проблемных игроков в 15 раз выше, чем среди населения в целом.
Проблемы в семье
Сперва родные могут попытаться поддержать человека с азартной зависимостью. Но финансовые долги лудоманов растут, что нередко приводит к продаже или закладыванию семейного имущества, да и частая ложь лудомана начинает приводить к тому, что семья начинает дистанцироваться. К тому же близким игромана очень часто трудно понять, почему он никак не может перестать играть, ведь им кажется, что это вопрос только желания.
Трудности на работе
С развитием игровой зависимости происходят ухудшения в рабочей или учебной сфере. Игра вытесняет все остальные сферы жизни, мысли об азартных играх и их последствиях занимают всё больше времени, что приводит к снижению продуктивности и успеваемости.
Социальные трудности
Люди, страдающие зависимостью от азартных игр, начинают игнорировать своих друзей, меняется их способ проведения свободного времени, а важные отношения начинают угасать. Часто игроман оказывается неспособен вернуть деньги, которые ему заняли товарищи, что может привести к конфликтам и разрыву отношений.
Правовые и финансовые проблемы
Во всем мире 73% проблемных игроков имеют долги из-за азартных игр. Финансовые трудности могут подтолкнуть людей с игровой зависимостью к совершению краж, мошенничеству или другим противозаконным действиям. Это только усугубляет их сложную ситуацию и приводит к правовым последствиям. По данным Американских исследователей 67% лиц, зависимых от азартных игр, совершали преступления и заявили в исследовании, что они делали это только для того, чтобы продолжить играть.
Причины и механизмы возникновения зависимости
Игра — одно из наиболее важных занятий в развитии психологических процессов. Она необходима для приобретения когнитивных навыков, тренировки эмоционального контроля и установления соответствующих моделей социального взаимодействия. Игра — это внутренне мотивированная деятельность, в которой основным положительным подкреплением является само выполнение задачи, то есть сама игра. Что касается азартных игр, вопрос существенно меняется, поскольку основная мотивация является не внутренней, а внешней, материальное подкрепление или положительное подкрепление.
Концепция подкрепления — одна из ключевых в формировании зависимого поведения.
Существует два типа подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление — это состояние, которое возникает, когда человек получает какой-то стимул (обычно приятный, например, пища для голодного). Это приводит к усилению последующего поведения. Отрицательное подкрепление — это состояние, которое возникает, когда человек совершает действие, в результате которого он избавляется от неприятного или опасного стимула. Положительное подкрепление вызывает у человека положительные эмоции. Существует мнение, что функцию подкрепления или вознаграждения выполняет особая система нейронов в мозге — система награды. Все виды удовольствия (от еды, игр, секса и т.д.) вызывают положительные эмоции, потому что они активируют эту систему награды.
Именно способность игры давать позитивное подкрепление в виде денежного выигрыша и формирует первоначальный интерес к игре. Как правило, все лудоманы помнят случай крупной победы и те эмоции, которые были связаны с этим. С этим же связана и трудность отказа от игры, человек испытывает синдром отмены, отказавшись играть, он испытывает эмоционально неприятные чувства, а возврат к игре снимает этот негатив, что и является отрицательным подкреплением.
Когнитивные искажения при лудомании
Следующей особенностью азартных игр, является стимулирование формирования когнитивных ошибок, у игрока. Некоторые из наиболее характерных когнитивных предубеждений или ошибок, связанных с игровой зависимостью, заключаются в следующем:
Иллюзия контроля
Фактически все игровые автоматы и программы функционируют согласно своим алгоритмам и кодам. И с внешней стороны на это никак повлиять нельзя. Но игроману кажется, что от выбранной им стратегии и предпринятых им действий зависит исход игры. С этим же связаны различные ритуальные действия по привлечению «удачи».
Нечувствительность к размеру выборки
Когнитивное искажение, при котором люди делают неверные выводы о частоте встречаемости события в выборках разного масштаба. Возникновение событий имеет определенную вероятность, но эта вероятность выполняется по закону больших чисел, то есть с учетом очень большого количества ходов. На этой предвзятости основана эффективность многих азартных игр.
В связи с этим искажением существует убеждение, что вероятность наступления определенного события увеличивается, если оно давно не происходило, то есть чем дольше событие не появляется, тем выше вероятность того, что оно появится в следующей игре. И это ошибка, потому что события независимы. Вероятность всегда будет одинаковой в любой игре. Если игрок долго проигрывает, то это не значит, что он вот-вот выиграет.
Магическое мышление
Это способ мышления, характеризующийся убеждением в существовании скрытых связей и сил, которые превосходят обычные объяснения. В таком мышлении события приобретают уникальную причинно-следственную связь. Если у человека имеется магическое мышление, он может интерпретировать случайные события как результат воздействия магии, судьбы, высших сил. Этот тип мышления также включает склонность к символическим действиям, ритуалам и обрядам, а также веру в знаки, силу амулетов и других подобных объектов. Отсюда следует убеждение игроманов в возможности магическим образом воздействовать на результат игры.
Предвзятость подтверждения
Тенденция человека стремиться находить и трактовать информацию так, чтобы она соответствовала его мнениям, убеждениям или предположениям. Это искажение, которое обычно присуще мышлению в отношении оптимизма. Когда проигрыш очевиден, ищутся причины, объясняющие его и утверждающие, что он больше не повторится ( «сегодня неудачный день», «не было счастливого талисмана с собой» и т.д.).
В других случаях проигрыш сводится к минимуму, потому что событие, которое у нас есть или на которое мы сделали ставку, имеет определенные совпадения с произошедшем («У меня было число 47, но выпало 48, так что «я почти выиграл»). Азартный наркоман никогда не проигрывает, он «почти выигрывает».
Последнее из предубеждений, характерных для предвзятости, известно как «смешивание случайности и удачи». В игре нет удачи, есть только случайность. Не существует личной переменной, которая изменяла бы возникновение событий, удачи не существует.
Лудомания является одной из тяжелейших проблем из нехимических зависимостей. И эта зависимость представляет собой одну из самых абсурдных форм посягательства на личную свободу. Решая свои финансовые проблемы и желая позитивных эмоций от развлечения, человек самостоятельно подрывает свое финансовое благополучие и доводит себя до тяжелых депрессивных состояний. И чтобы выбраться из этой ситуации игроману нужна профессиональная помощь квалифицированного психолога.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
Лудомания или игровая зависимость
Содержание
В перерывах футбольного матча ведущий трансляции звонким голосом рассказывает, как букмекерская компания построила футбольную площадку для детей провинциального города. Показываются кадры открытия, довольные дети, счастливые взрослые, и все дружно благодарят владельцев букмекерской конторы. За всем этим весельем стоят слёзы жен лудоманов, отчаянье матерей заядлых игроков, плачущих детей, потому что мама разводится с папой по причине, что отец проиграл все сбережения семьи и радость владельцев ломбардов, принимающих телевизоры и бабушкино золото. И самое главное, вспоминается печальная статистика самоубийств всех тех, кто так и не смог справиться со своей манией. Все эти люди оплатили эту площадку. И они же принесли миллионные прибыли этой букмекерской компании. Давайте разберемся, как так получилось.
История проблемы
Азартные игры уже очень давно являются частью человеческой культуры. Самые ранние игральные кости шестигранной формы с отметинами в виде точек были обнаружены в Иране и относят к третьему тысячелетию до нашей эры. С годами и столетиями азартные игры на деньги всё больше вливались в человеческую жизнь. Около 1765 года во Франции появилось первое устройство для игры в рулетку. Далее в Монако появилось первое казино в 1863 году. Тотализатор Экберга, механический аппарат для заключения ставок, появился в 1880 году в Новой Зеландии. А в 1895 году миру были явлены игровые автоматы, которые именуют в народе «однорукими бандитами».
Новой эпохой в индустрии азартной игры стало событие произошедшее в стране Антигуа и Барбуда. Там в 1994 году принят «Закон о свободной торговле и обработке информации», что привело к появлению первых виртуальных онлайн казино. Рынок интернет-казино стал стремительно расти. И вот уже в 1998 году официальная прибыль игровых сайтов согласно отчету Frost & Sullivan составила 830 миллионов долларов. И это только официальная прибыль. А в 2000 году было создано первое мобильное казино для карманных персональных компьютеров с ОС Windows Mobile.
Параллельно развивался виртуальный бизнес и букмекерских компаний. Всё началось с той же Антигуа и Барбуда. Первая онлайн-ставка была совершена в 1996 году, а приняла её компания Intertops, которая получила там лицензию на онлайн-беттинг. И уже к 2001 году объём онлайн-рынка ставок на спорт превысил 1 миллиард долларов, а количество онлайн-игроков составляло почти 8 000 000 человек. В том же 2001 году и в России появилась первая возможность делать ставки онлайн, не выходя из дома. Стремительный рост онлайн ставок привёл к тому, что более 81% любителей азартных игр играют онлайн.
С всемирным распространением сети интернет азартные игры стали глобальной проблемой. По статистике зависимостей лудомания во всем мире варьируется в пределах 1,2-6,0%. Лидирующие позиции занимает Латвия — 6,0% ее населения сталкивалось с этой проблемой. А наибольшее количество игроманов зарегистрировано в Китае, где около 60 миллионов человек имеют проблемы с азартными играми, что составляет примерно 4% от общего числа жителей страны. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что ежегодно около 350 миллионов людей испытывают проблемы с лудоманией, а за последние десять лет количество страдающих этой зависимостью увеличилось в пять раз.
Согласно последним исследованиям, от 15 до 20% жителей России выделяют более 10% своего семейного бюджета на азартные игры. При этом примерно 19% людей теряют свыше 10% своих заработков на данную деятельность. Хотя привычка к азартным играм более распространена среди мужчин, у женщин она проявляется в более тяжелых формах. Женщины втягиваются в эту опасную зависимость в три раза быстрее и менее эффективно поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, которые попадают в зависимость больше в молодости, женщины, как правило, сталкиваются с этой проблемой в более зрелом возрасте и по другим причинам. Наиболее частая причина — попытка убежать от личных трудностей через азартные игры. Обычно это происходит в возрасте от 21 до 55 лет. В одном из исследований, сравнивающем 70 мужчин и 70 женщин с проблемами азартных игр, было замечено, что у женщин зависимость от игры развивается быстрее. В том же исследовании также были выявлены половые различия: у женщин зависимость часто связана с депрессией, а у мужчин с алкоголизмом.
Игра как бизнес
Работа и заработок букмекерских компаний и казино основан на математических моделях. Все устроено так, что игровая компания будет зарабатывать при любых сценариях развития игры. Главная задача и трудность для казино — это привлечь клиента, создать иллюзию возможности победы и держать его в этой иллюзии как можно дольше. Отдельный человек в отдельном случае может заработать на игровой компании, но в общей массе и в длительную перспективу зарабатывает только казино. Это беспроигрышный бизнес. Приведем простой пример на старейшей азартной игре.
Игра в кости — это простое, но увлекательное занятие, которым человечество без усталости занимается на протяжении множества веков. Суть игры заключается в следующем: каждый участник, надеясь на удачу, бросает пару костей с числами от 1 до 6 на гранях. Если сумма выпавших чисел составит 2, 3 или 12, игрок одерживает победу. В то же время, если сумма равна 7 или 11, это означает поражение. Остальные результаты требуют повторного броска до тех пор, пока не выпадет одно из указанных значений. Правила довольно прозрачны и справедливы. Здесь нет обмана: выигрышных комбинаций сразу три, а проигрышных всего две. Кажется, что удача просто обязана улыбнуться. Однако, ключевым моментом остается вероятность выпадения этих комбинаций.
И так во всем, в какую бы игру вы с казино не играли, в саму суть игры встроен принцип прибыли казино. Казино и букмекеры никогда не играют с человеком, они зарабатывают на игроке. И как гласит народная мудрость: единственный способ заработать в казино — открыть собственное казино.
Что такое лудомания
Согласно Международной классификации болезней (МКБ), игровое расстройство проявляется как устойчивый или периодический паттерн игрового поведения, который может проявляться как в онлайн, так и в офлайн среде. Основными признаками являются:
Исследователи в области аддиктологии, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских, выделяют признаки, характерные для азартных игроков:
Этапы зависимости
Термин «зависимость» в соответствии с Римским законодательством означает подчинение или капитуляцию владельцу или хозяину. И фактически к нему обращались при описании рабства. Возможно, что это одно из значений, которое, несмотря на малую известность, не перестаёт быть актуальным, поскольку затрагивает один из основных аспектов аддиктивного поведения, а именно зависимость от «хозяина». Хозяином лудомана безусловно является игра, те эмоции которые она дает и те грезы которые она подпитывает. Зависимым человек становится не сразу, этот процесс проходит в несколько этапов.
Этап увлечения
На первом этапе человек удачлив в игре и часто выигрывает. И как было сказано одним из исследователей игровой зависимости: «Не дай вам бог выиграть крупную сумму». Ключевым моментом возникновения зависимости часто становится значительный выигрыш, который порождает эйфорию и вдохновляет продолжать игру и увеличивать ставки. Деньги выигрываются легко и это вводит в заблуждение. В голове игрока начинает зарождаться мысль о том, что игра может стать основным источником дохода, часто возникает чувство исключительности, уникального везения или особых способностей к игре, что становится опасной ошибкой.
Основной мотив: обогатиться легким путем.
Этап потери
Слишком оптимистичный подход игрока, свойственный людям с игровой зависимостью, подталкивает его к увеличению количества ставок. В результате возникают значительные проигрыши, с которыми игроку очень трудно смириться, что побуждает его продолжать игру с надеждой вернуть утраченные средства. Игрок начинает борьбу с игровой системой, стремясь вернуть свои деньги.
Основной мотив: вернуть свои деньги.
Этап отчаяния
Человек влезает в «долговую яму», что заставляет его желать вернуть свои деньги ещё больше. Появляются проблемы в семье, растут кредиты, возникают случаи краж и мошенничества. Уходит радость от игры, и вместе с тем у игрока возникает непреодолимое стремление вернуть былое удовольствие от игры, эмоции и эйфорию от выигрышей.
Основной мотив: расплатиться с долгами.
Последствия игровой зависимости
Эмоциональные трудности
Лудоман, начинает испытывать сожаление из-за проигранных денег. Он обманывает близких, скрывая свои финансовые проблемы и масштабы своей зависимости, что приводит к социальной изоляции. Люди с игровой зависимостью часто ощущают себя безнадежными и не в состоянии вернуться к прежнему образу жизни, что, в свою очередь, порождает чувства печали, тревоги, депрессии или раздраженности, подталкивающие к продолжению игры, ибо игра кажется единственным, что еще может принести удовольствие.
Он сопровождается такими же депрессивным настроениями, раздражительностью, вспыльчивостью, и интенсивность этих переживаний увеличивается по мере увеличения периода отсутствия игры. Возможны появления мыслей о самоубийстве. Зависимость от азартных игр — это зависимость с очень высоким уровнем самоубийств. Уровень самоубийств среди проблемных игроков в 15 раз выше, чем среди населения в целом.
Проблемы в семье
Сперва родные могут попытаться поддержать человека с азартной зависимостью. Но финансовые долги лудоманов растут, что нередко приводит к продаже или закладыванию семейного имущества, да и частая ложь лудомана начинает приводить к тому, что семья начинает дистанцироваться. К тому же близким игромана очень часто трудно понять, почему он никак не может перестать играть, ведь им кажется, что это вопрос только желания.
Трудности на работе
С развитием игровой зависимости происходят ухудшения в рабочей или учебной сфере. Игра вытесняет все остальные сферы жизни, мысли об азартных играх и их последствиях занимают всё больше времени, что приводит к снижению продуктивности и успеваемости.
Социальные трудности
Люди, страдающие зависимостью от азартных игр, начинают игнорировать своих друзей, меняется их способ проведения свободного времени, а важные отношения начинают угасать. Часто игроман оказывается неспособен вернуть деньги, которые ему заняли товарищи, что может привести к конфликтам и разрыву отношений.
Правовые и финансовые проблемы
Во всем мире 73% проблемных игроков имеют долги из-за азартных игр. Финансовые трудности могут подтолкнуть людей с игровой зависимостью к совершению краж, мошенничеству или другим противозаконным действиям. Это только усугубляет их сложную ситуацию и приводит к правовым последствиям. По данным Американских исследователей 67% лиц, зависимых от азартных игр, совершали преступления и заявили в исследовании, что они делали это только для того, чтобы продолжить играть.
Причины и механизмы возникновения зависимости
Игра — одно из наиболее важных занятий в развитии психологических процессов. Она необходима для приобретения когнитивных навыков, тренировки эмоционального контроля и установления соответствующих моделей социального взаимодействия. Игра — это внутренне мотивированная деятельность, в которой основным положительным подкреплением является само выполнение задачи, то есть сама игра. Что касается азартных игр, вопрос существенно меняется, поскольку основная мотивация является не внутренней, а внешней, материальное подкрепление или положительное подкрепление.
Существует два типа подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление — это состояние, которое возникает, когда человек получает какой-то стимул (обычно приятный, например, пища для голодного). Это приводит к усилению последующего поведения. Отрицательное подкрепление — это состояние, которое возникает, когда человек совершает действие, в результате которого он избавляется от неприятного или опасного стимула. Положительное подкрепление вызывает у человека положительные эмоции. Существует мнение, что функцию подкрепления или вознаграждения выполняет особая система нейронов в мозге — система награды. Все виды удовольствия (от еды, игр, секса и т.д.) вызывают положительные эмоции, потому что они активируют эту систему награды.
Именно способность игры давать позитивное подкрепление в виде денежного выигрыша и формирует первоначальный интерес к игре. Как правило, все лудоманы помнят случай крупной победы и те эмоции, которые были связаны с этим. С этим же связана и трудность отказа от игры, человек испытывает синдром отмены, отказавшись играть, он испытывает эмоционально неприятные чувства, а возврат к игре снимает этот негатив, что и является отрицательным подкреплением.
Когнитивные искажения при лудомании
Следующей особенностью азартных игр, является стимулирование формирования когнитивных ошибок, у игрока. Некоторые из наиболее характерных когнитивных предубеждений или ошибок, связанных с игровой зависимостью, заключаются в следующем:
Иллюзия контроля
Фактически все игровые автоматы и программы функционируют согласно своим алгоритмам и кодам. И с внешней стороны на это никак повлиять нельзя. Но игроману кажется, что от выбранной им стратегии и предпринятых им действий зависит исход игры. С этим же связаны различные ритуальные действия по привлечению «удачи».
Нечувствительность к размеру выборки
Когнитивное искажение, при котором люди делают неверные выводы о частоте встречаемости события в выборках разного масштаба. Возникновение событий имеет определенную вероятность, но эта вероятность выполняется по закону больших чисел, то есть с учетом очень большого количества ходов. На этой предвзятости основана эффективность многих азартных игр.
В связи с этим искажением существует убеждение, что вероятность наступления определенного события увеличивается, если оно давно не происходило, то есть чем дольше событие не появляется, тем выше вероятность того, что оно появится в следующей игре. И это ошибка, потому что события независимы. Вероятность всегда будет одинаковой в любой игре. Если игрок долго проигрывает, то это не значит, что он вот-вот выиграет.
Магическое мышление
Это способ мышления, характеризующийся убеждением в существовании скрытых связей и сил, которые превосходят обычные объяснения. В таком мышлении события приобретают уникальную причинно-следственную связь. Если у человека имеется магическое мышление, он может интерпретировать случайные события как результат воздействия магии, судьбы, высших сил. Этот тип мышления также включает склонность к символическим действиям, ритуалам и обрядам, а также веру в знаки, силу амулетов и других подобных объектов. Отсюда следует убеждение игроманов в возможности магическим образом воздействовать на результат игры.
Предвзятость подтверждения
Тенденция человека стремиться находить и трактовать информацию так, чтобы она соответствовала его мнениям, убеждениям или предположениям. Это искажение, которое обычно присуще мышлению в отношении оптимизма. Когда проигрыш очевиден, ищутся причины, объясняющие его и утверждающие, что он больше не повторится ( «сегодня неудачный день», «не было счастливого талисмана с собой» и т.д.).
В других случаях проигрыш сводится к минимуму, потому что событие, которое у нас есть или на которое мы сделали ставку, имеет определенные совпадения с произошедшем («У меня было число 47, но выпало 48, так что «я почти выиграл»). Азартный наркоман никогда не проигрывает, он «почти выигрывает».
Последнее из предубеждений, характерных для предвзятости, известно как «смешивание случайности и удачи». В игре нет удачи, есть только случайность. Не существует личной переменной, которая изменяла бы возникновение событий, удачи не существует.
Лудомания является одной из тяжелейших проблем из нехимических зависимостей. И эта зависимость представляет собой одну из самых абсурдных форм посягательства на личную свободу. Решая свои финансовые проблемы и желая позитивных эмоций от развлечения, человек самостоятельно подрывает свое финансовое благополучие и доводит себя до тяжелых депрессивных состояний. И чтобы выбраться из этой ситуации игроману нужна профессиональная помощь квалифицированного психолога.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также