Говорят, каждый взрослый – в душе ребенок. В теории транзактного анализа в «душе» каждого из нас, то есть в структуре психики, есть и Ребенок, и Взрослый и даже Родитель. И от того, как они проявляются, очень многое в нашей жизни зависит.
Что такое транзактный анализ
Транзактный или трансакционный анализ – психологическая теория и психотерапевтическая система, в основе которой лежат идеи психолога Эрика Берна. Того самого Берна, известного многим по культовой книге «Игры, в которые играют люди» (Games People Play). Именно он ввел термин транзакция, обозначив этим словом процесс коммуникации между людьми. То есть транзактный анализ Берна изучает общение, разбирая его природу на составляющие, изучая, как по-разному может складываться этот удивительный пазл.
Другой ключевой элемент концепции – вопрос о структуре психики. Ответом на него стало выделение Взрослого, Родителя и Ребенка. Все они, но каждый в своей «дозировке», являются частью нас. Как правило, конфликтуют – не зря же теория транзактного анализа «выросла» из психоанализа. Вот и получается, что миссией этой теории стало налаживание гармоничных отношений как между людьми, так и между частями нашей собственной личности.
Структура психики по Берну
Итак, транзакция – это единица взаимодействия между людьми. То есть люди обмениваются транзакциями и получают в результате этого обмена какой-то результат. Какой – зависит от того, из каких эго-состояний они взаимодействуют. Иногда результат получается отрицательный.
Состояния Родителя, Взрослого и Ребенка – три «кита» (три «эго»), на которых держится транзактный анализ. Из этих трех частей и состоит наша психика. И сразу приходит на ум психоанализ, где есть что-то похожее, а именно «Супер-Эго» («Сверх-Я»), «Ид» («Оно») и «Эго» («Я»). Как мы убедимся прямо сейчас, между этими состояниями можно провести параллель, и все совпадения тут не случайны.
Создатель ТА Эрик Берн увлекался психоанализом. Оттолкнувшись от фрейдистских основ, он и создал свою концепцию. Еще под влиянием психоаналитического сообщества Эрик Берн стал развивать идею о «ребенке» и «взрослом» внутри каждой личности. И постепенно пришел к трехкомпонентной модели, добавив в структуру «родителя».
Эго-состояние Ребенка
Если коротко, Ребенок – автоматизмы на основе детских переживаний и реакций. В этом состоянии человек фантазирует, боится, сопротивляется, капризничает, требует внимания и удовольствий. В нем же – творит. Ребенок бывает «свободный», «адаптивный» и «бунтующий»:
Свободный Ребенок радуется, наслаждается и самовыражается;
Адаптивный Ребенок подстраивается под требования других;
Бунтующий Ребенок восстает против контроля и правил.
Эго-состояние Родителя
Родитель – «слепок» значимой в детстве фигуры. Например, родителя, воспитателя или опекуна. Состояние содержит «снятые» установки и поведение. Активируются эти шаблоны в автоматическом режиме и во многом, но не всегда, помогают нам жить. Родитель, по аналогии с Ребенком, бывает «контролирующим» и «заботливым»:
Контролирующий Родитель следит, чтобы соблюдались правила и порядок;
Заботливый Родитель поддерживает, успокаивает, оберегает, помогает расти.
Эго-состояние Взрослого
Взрослый – разумная часть нашей личности. Именно Взрослый воспринимает реальность «в моменте», получает из нее объективную информацию, действует на основе возможностей, чтобы получить необходимый результат.
Согласно Берну Взрослый, Родитель и Ребенок должны быть сбалансированы. У каждого из них – своя «территория». Перекоса в пользу какого-то быть не должно. А человек должен уметь переключать эти позиции, адаптируясь под ситуацию. Например, быть Свободным Ребенком в общении с друзьями и в творчестве или Взрослым на работе, обсуждая с коллегами текущие дела.
В реальности гармония случается редко. Мы ведем себя как дети там, где нужно быть взрослыми, и слишком взрослые там, где можно проявиться ребенку. Или «включаем» родителя в общении с теми, с кем нужно общаться на равных. Транзактный аналитик этим и занимается – обучает все части самовыражению в подходящих местах и времени.
Оценка жизненных сценариев
Еще одно важное понятие теории транзактного анализа – сценарий. Под сценарием Берн понимал план жизни, составленный в детстве. Какие-то значимые события или люди оказывают на ребенка влияние, он принимает под этим влиянием свое решение и со временем реализует его в жизнь.
Эта жизнь похожа на автоматизм. Создается впечатление, что человеком руководит «злой рок». Он работает, выдыхается, а денег все нет. Или постоянно сталкивается с неблагодарными людьми-паразитами. Или с азартом начинает новое дело – и его не заканчивает.
Повторяющиеся события – явный знак, что человек живет по сценарию. Иногда жизненный план разворачивается на протяжении десятилетий и обнаружить его не так просто. Впрочем, если внимательно к себе прислушаться, внутренний голос обязательно расскажет, что вы живете не своей, а сценарной жизнью, предложенной, к примеру, родителями.
Другие, напротив, реализуют «антисценарий» – поступают наоборот. Человек, действующий противоположно сценарию, такой же ведомый. Действуя вопреки, к примеру, родительскому предписанию «ты ничего не добьешься», он идет по головам, изо всех сил пытаясь доказать себе и миру, что чего-то стоит.
И сценариев, и антисценариев существует великое множество. Подробнее о них можно прочесть в той самой книге Берна про людей и их игры. Одной из ключевых задач транзактного аналитика является помощь в избавлении от сценария, поиске и реализации собственного жизненного пути. Таким образом, можно почти с нуля создать новую и счастливую историю жизни.
Игра «Треугольник Карпмана»
Один из известных транзактных аналитиков Стивен Карпман разработал концепцию драматического сценария, главными героями которого являются Жертва, Спасатель и Преследователь. Эта модель была описана Карпманом в 1968 году, но и современный транзактный анализ использует «треугольник судьбы» для объяснения многих конфликтных ситуаций.
Жертва снимает с себя любую ответственность. Она уверена, что неспособна решать проблемы, беспомощна, пассивна и слаба. Ее бессознательное желание – оставаться в этой позиции. И люди, способные в этом помочь, а именно Спасатель и Преследователь, конечно, находятся.
Спасатель, помогая Жертве, оказывает ей «медвежью услугу» – потакает ее беспомощности. Заодно поднимает свою самооценку, тешит свое самолюбие, реализует свою «миссию». На это уходит много ресурсов, и Спасатель почти всегда без сил и в состоянии выгорания.
Преследователь тоже занимается Жертвой, но по-другому – он ее контролирует, подавляет и исправляет. Часто эту роль занимают люди, подвергшиеся насилию (моральному или физическому) в детстве. Они пытаются компенсировать свою травму, причиняя боль другим, которые, по их мнению, этого «заслужили».
Все три участника соединяются в единый механизм, функционирующий по деструктивным правилам. Этот сценарий точно не делает людей счастливыми, но позволяет проявить свои травмы, обиды и комплексы. Чтобы выйти из треугольника Карпмана, прежде всего, нужно осознать, что ты в него попал и какую роль в нем занимаешь.
Страшнее всего покинуть роль Жертвы. Эта роль приносит много вторичных выгод. Человек получает заботу, помощь. Выйдя из Жертвы, придется все решать самому и лишиться того «внимания», которым его окружали Преследователь и Спасатель. Нужна недюжинная смелость и высокая самооценка, чтобы начать жить свою независимую и самостоятельную жизнь.
Обучение транзактному анализу
Обучение транзактному анализу – дополнительное к базовому психологическому, психотерапевтическому или медицинскому образованию. Подготовка транзактного аналитика проводится по программе, соответствующей стандартам Европейской или Международной ассоциации ТА. Сертификационная программа состоит из учебных семинаров по теории и практике, персональной терапии, супервизии. После чего сдается международный экзамен и в случае его успешного прохождения присваивается квалификация.
В России обучение по этой программе можно пройти в Московском Институте ТА, Институте практической психологии «Иматон», Школе Транзактного Анализа, Международном Институте Развивающего ТА и других учебных заведениях. Что касается курсов повышения квалификации, их прохождение не дает основания называть себя транзактным аналитиком. Как и прохождение только базового курса или отдельных семинаров ТА. Единственное основание – наличие международного сертификата.
Книги по транзактному анализу
Обучение транзактному анализу – дорогое и долгое. Быстро и бюджетно освоить азы можно по книгам. Право на ведение профессиональной деятельности чтение книг не дает, но существенно обогащает словарь и расширяет мировоззрение. Вот ТОП-3 книг по транзактному анализу, обязательных к прочтению:
Э. Берн «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных». Дает объемные и полные знания о человеческой психике, ее развитии, травмирующих и стимулирующих факторах, механизмах мышления. Читается легко, рекомендуется к прочтению всем. И только потом можно приступать к изучению непосредственно транзактного анализа.
Э. Берн «Трансакционный анализ и психотерапия». Не менее понятно, полезно и объемно, но уже непосредственно про ТА. Такой же доступный язык и все по делу. Книга раскрывает суть транзактного анализа, изобилует примерами из практики и станет прекрасным инструментом для коррекции своего поведения и понимания поведения других.
Э. Берн «Игры, в которые играют люди». Книга, о которой уже говорили, но еще раз напомним. Бестселлер, который продается миллионными тиражами. Настольная книга каждого, кто хочет посмотреть на себя и других широко открытыми от удивления глазами.
Практика транзактного анализа ставит задачу научить человека управлять эго-состояниями, сбалансировав все три части, укрепив их положительные аспекты и удалив негативные. Взрослый, Заботливый Родитель и Свободный Ребенок, договорившись и объединившись в одну команду, могут горы свернуть.
Кроме того, в процессе транзактной терапии человек освобождается от игр и сценариев и начинает проявляться как независимая личность, которая знает, что нужно, а что мешает и тянет вниз. Транзактный анализ помогает найти свое место, эффективно общаться. Иногда улучшает ситуацию при психических патологиях – например, зависимостях.
А чтобы точно узнать, подходит методика или нет, надо попробовать. Например, найти психолога или психотерапевта, работающего в этом подходе. Или прочесть пару книг, имея в виду, что самотерапия – не лучший, но тоже хороший способ что-то в своей жизни изменить.
Транзактный анализ: теория игр и сценариев
Содержание
Что такое транзактный анализ
Структура психики по Берну
Оценка жизненных сценариев
Игра «Треугольник Карпмана»
Обучение транзактному анализу
Книги по транзактному анализу
Говорят, каждый взрослый – в душе ребенок. В теории транзактного анализа в «душе» каждого из нас, то есть в структуре психики, есть и Ребенок, и Взрослый и даже Родитель. И от того, как они проявляются, очень многое в нашей жизни зависит.
Что такое транзактный анализ
Транзактный или трансакционный анализ – психологическая теория и психотерапевтическая система, в основе которой лежат идеи психолога Эрика Берна. Того самого Берна, известного многим по культовой книге «Игры, в которые играют люди» (Games People Play). Именно он ввел термин транзакция, обозначив этим словом процесс коммуникации между людьми. То есть транзактный анализ Берна изучает общение, разбирая его природу на составляющие, изучая, как по-разному может складываться этот удивительный пазл.
Другой ключевой элемент концепции – вопрос о структуре психики. Ответом на него стало выделение Взрослого, Родителя и Ребенка. Все они, но каждый в своей «дозировке», являются частью нас. Как правило, конфликтуют – не зря же теория транзактного анализа «выросла» из психоанализа. Вот и получается, что миссией этой теории стало налаживание гармоничных отношений как между людьми, так и между частями нашей собственной личности.
Структура психики по Берну
Итак, транзакция – это единица взаимодействия между людьми. То есть люди обмениваются транзакциями и получают в результате этого обмена какой-то результат. Какой – зависит от того, из каких эго-состояний они взаимодействуют. Иногда результат получается отрицательный.
Состояния Родителя, Взрослого и Ребенка – три «кита» (три «эго»), на которых держится транзактный анализ. Из этих трех частей и состоит наша психика. И сразу приходит на ум психоанализ, где есть что-то похожее, а именно «Супер-Эго» («Сверх-Я»), «Ид» («Оно») и «Эго» («Я»). Как мы убедимся прямо сейчас, между этими состояниями можно провести параллель, и все совпадения тут не случайны.
Создатель ТА Эрик Берн увлекался психоанализом. Оттолкнувшись от фрейдистских основ, он и создал свою концепцию. Еще под влиянием психоаналитического сообщества Эрик Берн стал развивать идею о «ребенке» и «взрослом» внутри каждой личности. И постепенно пришел к трехкомпонентной модели, добавив в структуру «родителя».
Эго-состояние Ребенка
Если коротко, Ребенок – автоматизмы на основе детских переживаний и реакций. В этом состоянии человек фантазирует, боится, сопротивляется, капризничает, требует внимания и удовольствий. В нем же – творит. Ребенок бывает «свободный», «адаптивный» и «бунтующий»:
Свободный Ребенок радуется, наслаждается и самовыражается;
Адаптивный Ребенок подстраивается под требования других;
Бунтующий Ребенок восстает против контроля и правил.
Эго-состояние Родителя
Родитель – «слепок» значимой в детстве фигуры. Например, родителя, воспитателя или опекуна. Состояние содержит «снятые» установки и поведение. Активируются эти шаблоны в автоматическом режиме и во многом, но не всегда, помогают нам жить. Родитель, по аналогии с Ребенком, бывает «контролирующим» и «заботливым»:
Контролирующий Родитель следит, чтобы соблюдались правила и порядок;
Заботливый Родитель поддерживает, успокаивает, оберегает, помогает расти.
Эго-состояние Взрослого
Взрослый – разумная часть нашей личности. Именно Взрослый воспринимает реальность «в моменте», получает из нее объективную информацию, действует на основе возможностей, чтобы получить необходимый результат.
Согласно Берну Взрослый, Родитель и Ребенок должны быть сбалансированы. У каждого из них – своя «территория». Перекоса в пользу какого-то быть не должно. А человек должен уметь переключать эти позиции, адаптируясь под ситуацию. Например, быть Свободным Ребенком в общении с друзьями и в творчестве или Взрослым на работе, обсуждая с коллегами текущие дела.
В реальности гармония случается редко. Мы ведем себя как дети там, где нужно быть взрослыми, и слишком взрослые там, где можно проявиться ребенку. Или «включаем» родителя в общении с теми, с кем нужно общаться на равных. Транзактный аналитик этим и занимается – обучает все части самовыражению в подходящих местах и времени.
Оценка жизненных сценариев
Еще одно важное понятие теории транзактного анализа – сценарий. Под сценарием Берн понимал план жизни, составленный в детстве. Какие-то значимые события или люди оказывают на ребенка влияние, он принимает под этим влиянием свое решение и со временем реализует его в жизнь.
Эта жизнь похожа на автоматизм. Создается впечатление, что человеком руководит «злой рок». Он работает, выдыхается, а денег все нет. Или постоянно сталкивается с неблагодарными людьми-паразитами. Или с азартом начинает новое дело – и его не заканчивает.
Повторяющиеся события – явный знак, что человек живет по сценарию. Иногда жизненный план разворачивается на протяжении десятилетий и обнаружить его не так просто. Впрочем, если внимательно к себе прислушаться, внутренний голос обязательно расскажет, что вы живете не своей, а сценарной жизнью, предложенной, к примеру, родителями.
Другие, напротив, реализуют «антисценарий» – поступают наоборот. Человек, действующий противоположно сценарию, такой же ведомый. Действуя вопреки, к примеру, родительскому предписанию «ты ничего не добьешься», он идет по головам, изо всех сил пытаясь доказать себе и миру, что чего-то стоит.
И сценариев, и антисценариев существует великое множество. Подробнее о них можно прочесть в той самой книге Берна про людей и их игры. Одной из ключевых задач транзактного аналитика является помощь в избавлении от сценария, поиске и реализации собственного жизненного пути. Таким образом, можно почти с нуля создать новую и счастливую историю жизни.
Игра «Треугольник Карпмана»
Один из известных транзактных аналитиков Стивен Карпман разработал концепцию драматического сценария, главными героями которого являются Жертва, Спасатель и Преследователь. Эта модель была описана Карпманом в 1968 году, но и современный транзактный анализ использует «треугольник судьбы» для объяснения многих конфликтных ситуаций.
Жертва снимает с себя любую ответственность. Она уверена, что неспособна решать проблемы, беспомощна, пассивна и слаба. Ее бессознательное желание – оставаться в этой позиции. И люди, способные в этом помочь, а именно Спасатель и Преследователь, конечно, находятся.
Спасатель, помогая Жертве, оказывает ей «медвежью услугу» – потакает ее беспомощности. Заодно поднимает свою самооценку, тешит свое самолюбие, реализует свою «миссию». На это уходит много ресурсов, и Спасатель почти всегда без сил и в состоянии выгорания.
Преследователь тоже занимается Жертвой, но по-другому – он ее контролирует, подавляет и исправляет. Часто эту роль занимают люди, подвергшиеся насилию (моральному или физическому) в детстве. Они пытаются компенсировать свою травму, причиняя боль другим, которые, по их мнению, этого «заслужили».
Все три участника соединяются в единый механизм, функционирующий по деструктивным правилам. Этот сценарий точно не делает людей счастливыми, но позволяет проявить свои травмы, обиды и комплексы. Чтобы выйти из треугольника Карпмана, прежде всего, нужно осознать, что ты в него попал и какую роль в нем занимаешь.
Страшнее всего покинуть роль Жертвы. Эта роль приносит много вторичных выгод. Человек получает заботу, помощь. Выйдя из Жертвы, придется все решать самому и лишиться того «внимания», которым его окружали Преследователь и Спасатель. Нужна недюжинная смелость и высокая самооценка, чтобы начать жить свою независимую и самостоятельную жизнь.
Обучение транзактному анализу
Обучение транзактному анализу – дополнительное к базовому психологическому, психотерапевтическому или медицинскому образованию. Подготовка транзактного аналитика проводится по программе, соответствующей стандартам Европейской или Международной ассоциации ТА. Сертификационная программа состоит из учебных семинаров по теории и практике, персональной терапии, супервизии. После чего сдается международный экзамен и в случае его успешного прохождения присваивается квалификация.
В России обучение по этой программе можно пройти в Московском Институте ТА, Институте практической психологии «Иматон», Школе Транзактного Анализа, Международном Институте Развивающего ТА и других учебных заведениях. Что касается курсов повышения квалификации, их прохождение не дает основания называть себя транзактным аналитиком. Как и прохождение только базового курса или отдельных семинаров ТА. Единственное основание – наличие международного сертификата.
Книги по транзактному анализу
Обучение транзактному анализу – дорогое и долгое. Быстро и бюджетно освоить азы можно по книгам. Право на ведение профессиональной деятельности чтение книг не дает, но существенно обогащает словарь и расширяет мировоззрение. Вот ТОП-3 книг по транзактному анализу, обязательных к прочтению:
Э. Берн «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных». Дает объемные и полные знания о человеческой психике, ее развитии, травмирующих и стимулирующих факторах, механизмах мышления. Читается легко, рекомендуется к прочтению всем. И только потом можно приступать к изучению непосредственно транзактного анализа.
Э. Берн «Трансакционный анализ и психотерапия». Не менее понятно, полезно и объемно, но уже непосредственно про ТА. Такой же доступный язык и все по делу. Книга раскрывает суть транзактного анализа, изобилует примерами из практики и станет прекрасным инструментом для коррекции своего поведения и понимания поведения других.
Э. Берн «Игры, в которые играют люди». Книга, о которой уже говорили, но еще раз напомним. Бестселлер, который продается миллионными тиражами. Настольная книга каждого, кто хочет посмотреть на себя и других широко открытыми от удивления глазами.
Практика транзактного анализа ставит задачу научить человека управлять эго-состояниями, сбалансировав все три части, укрепив их положительные аспекты и удалив негативные. Взрослый, Заботливый Родитель и Свободный Ребенок, договорившись и объединившись в одну команду, могут горы свернуть.
Кроме того, в процессе транзактной терапии человек освобождается от игр и сценариев и начинает проявляться как независимая личность, которая знает, что нужно, а что мешает и тянет вниз. Транзактный анализ помогает найти свое место, эффективно общаться. Иногда улучшает ситуацию при психических патологиях – например, зависимостях.
А чтобы точно узнать, подходит методика или нет, надо попробовать. Например, найти психолога или психотерапевта, работающего в этом подходе. Или прочесть пару книг, имея в виду, что самотерапия – не лучший, но тоже хороший способ что-то в своей жизни изменить.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также