Кризис среднего возраста — это время, когда люди, которые прежде даже не представляли, что когда-либо окажутся на приеме у психотерапевта, и удивлялись, как это другие могут тратить на его сеансы деньги и время, вдруг начинают понимать: он им нужен. Не могут справиться с апатией, с неудовлетворенностью жизнью, вернуться к быстрому и привычному принятию решений. Это время, когда нередко тотальное одиночество настигает человека повсюду, даже в кругу его близких друзей, время, когда куда-то исчезает энергия, которая так помогала прежде.
Перечисленные признаки — лишь малый список того, что беспокоит человека в кризис среднего возраста. У кого-то этот список больше, а у кого-то меньше. Но важным остается одно: его хочется пройти как можно быстрее. Однако на пути к преодолению этой дистанции существует несколько рифов.
Первый риф — могу справиться сам
Первый из них заключается в том, что в нашем обществе до сих пор считается, что человек взрослый в состоянии разобраться со своими проблемами сам, поэтому многие вместо того, чтобы обратиться за помощью или хотя бы признать то, что они существуют, задвигают эти проблемы в свое бессознательное как можно подальше. Не секрет, что в качестве «приветов» от наглухо задвинутого наружу выходят прокрастинация и неврозы, а в худшем случаи различные хронические заболевания и ранний инфаркт
Второй риф — я не справлюсь
Второй риф — это наоборот погружение в «свой кризис среднего возраста» с головой, хождение ко всякого рода врачам, психологам и психиатрам, обсуждение его с близкими, постоянные мысли о том, что же «со всем этим делать». В результате кризис поглощает внимание, силы и время. Стандартные проблемы становятся огромными, вызывая бесконечную саморефлексию, депрессию и неуверенность в себе. Споткнувшись об этот риф, человек обычно или начинает впадать в детство и юность, возвращаясь назад, но вернуться назад уже невозможно.
Кризис среднего возраста — это когда дети выросли, а ты еще нет, или наоборот, намного раньше, чем это обусловлено физически, ты перешел в «позднюю зрелость»
Когда начинается кризис среднего возраста?
Всемирно признанной периодизации возраста нет, и она очень сильно зависит от страны, исторического периода, социальных условий, в которых живет и развивается отдельная личность. Стоит заметить, что проблема среднего возраста с точки зрения возрастной психологии изучена очень мало. Связано это с тем, что до сих пор в нашем обществе присутствует стереотип, что все преобразования, которые можно вложить в человека, можно вложить только в детстве. А дальше человек остается с копилкой, содержимое которой он может или правильно использовать или разбросать, но кардинально изменить его уже невозможно.
Не будем забывать, что подобной теории, во многом связанной с психоанализом Зигмунда Фрейда, не исполнилось и пары веков, тогда как история человечества огромна. Я уверена, что каждый из нас без труда вспомнит несколько примеров людей, которые значительно изменились сами и круто изменили свою жизнь уже в свой зрелый период.
Кризис среднего возраста от Эрика Эриксона и Карла Юнга
Среди психотерапевтов XX века, которые серьезно занимались исследованиями кризиса среднего возраста, в моей психотерапевтической практике и в моей собственной жизни более всего помогает концепция развития личности Эрика Эриксона, американского ученого.
Э. Эриксон настаивает на том, что развитие и становление личности происходит в течении всей человеческой жизни, что каждой стадии этого развития присущ свой конфликт, справляясь с которым, человек приобретает положительный или негативный жизненный опыт. «Средний возраст» или «зрелый возраст» оценивался Эриксоном, как период с 26 до 64 лет. Кризис обычно начинается в возрасте от 35 до 40 лет и может закончится быстро, а может растянутся на долгие годы.
«Зрелый человек, — по представлению Эриксона — нуждается в том, чтобы быть нужным», это его такая же потребность, как потребность в качественной еде, в свежем воздухе, в интимной жизни. Еще одна потребность человека в этот период — о ком-то заботиться, приносить пользу. потребность не на моральном, а на физическом, генетическом уровне заложена в человеке.
«Средний возраст — это время отдавать, это время жить в действенном контакте с окружающим миром». И если человек «не отдает», его личность становится меньше.
Лезвием ножа становится в этот период вопрос: «Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?» И хочет сам человек этого или не хочет, но внутренняя работа идет по его решению постоянно.
Кризис среднего возраста — это когда все, во что ты верил, осталось до него, а все, во что ты не хотел верить, уже наступает
Похожая концепция «кризиса среднего возраста» принадлежит К. Юнгу, благодаря которому о проблеме среднего возраста заговорили впервые. К. Юнг впервые описал его симптоматику, серьезно пережив и даже выстрадав кризис среднего возраста сам.
Что удивительно, по Юнгу (профессиональная активность которого была раньше, чем у Эриксона) зрелый возраст начинается около 35 лет, а кризис в 35 — 45 лет. Главный конфликт этого кризиса Юнг описал так: «Что-то в нас хотело бы оставаться ребенком, быть совершенно бессознательным или по меньшей мере осознавать только свое «Я» и отвергать все чужое, в предельном же случае подчинить все другое своей воле. Хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия или же для того, чтобы утвердить свою власть».
Но несмотря на то, что ученые говорят о проблеме разными словами, суть довольно понятна: нежелание человека принять свой возраст, нежелание соединить и даже сравнить свои внутренние представления с реальной жизнью
Для Юнга, как и для Эриксона, выходом из «кризиса среднего возраста» тоже является возможность расширения своего внутреннего «я»: «Достижения, полезность являются идеалами, которые как будто указывают путь из хаоса проблем». «Как будто» — потому что весь этот «хаос проблем» требует индивидуации, а если простыми словами, то проработки.
Хорошим и наиболее бесконфликтным способом вывода наружу этого «я» по Юнгу является творчество (по Эриксону — принесение пользы подрастающим поколениям, общественная работа). Не важно пишет человек, рисует, танцует, увлекается ландшафтным дизайном, важно, что он расширяет свое внутреннее пространство, выводит на прогулку свой внутренний мир.
Мода на детство — помогает ли?
Обращаясь к реалиям, мы можем с уверенностью сказать, что у многих в современном обществе зрелый возраст, с точки зрения возрастной психологии, не наступает вообще или наступает, но в весьма искаженном виде.
Кто-то до сорока лет меняет одну профессию за другой, так и не осознав, какая подходит ему больше
Кто-то пытается избавиться от чрезмерной опеки родителей, но так и не научился принимать самостоятельных решений
У кого-то во главе угла остаются бесконечные влюбленности, которые в этот период чаще всего становятся лишь побегом от более серьезных проблем, побегом от себя, а от себя, как известно, убежать сложно
Немалую лепту вносит и повсеместная мода на детство. Ведешь себя как ребенок, значит, творческий, значит непосредственный, значит сумел сохранить в своей душе молодость. Все это прекрасно, но не слишком приятно смотрится, когда многие женщины до поздней зрелости стремятся выглядеть как девочки, стесняясь своих женственных форм. Над этим работает вся индустрия моды и киноиндустрия. Мужчина, который вдруг становится капризен и заносчив точно подросток и не хочет нести ни за кого ответственность кроме себя, тоже выглядит как минимум странно.
Но укрепляет эту позицию еще и распространенный в нашем обществе стереотип, что каждый человек в силах сделать счастливым себя, но этим он укрепляет всеобщее счастье. На первый взгляд, мысль очень здравая, но результатом ее становится личность, чрезмерно поглощенная собой, своим здоровьем, удовольствием, спокойствием, опасающаяся в своей жизни любых значительных изменений.
Такие люди часто рассматривают себя как свое единственное дитя. «А что же в этом плохого?» — возможно, спросите вы, а плохого в этом то, что свой средний возраст они завершают обычно, как крайне несчастные люди.
Кризис среднего возраста — это когда ты ждал, что вот-вот начнешь жить хорошо, а хорошо ты жил раньше
Выводы
Эриксон и Юнг делают упор на то, что на кризис среднего возраста падает и осмысление своей уже прожитой жизни. Визуально представим это так. Та самая шкатулка сокровищ (возможностей), которая оказалась у человека в руках после юности и детства, впервые становится серьезным предметом его размышлений. Человек достает оттуда одни вещи, другие, третьи... И начинает размышлять, по какой причине они не пригодились, почему он воспользовался этой, а воспользовался той, почему они оставались лежать в шкатулке, когда вдруг были нужны, и откуда взялись вдруг те странные вещи, которые он в детстве не видел.
Разумеется, все это приводит к тому, что человек перекладывает предметы в своей шкатулке совершенно иначе (если хочет кардинально изменить жизнь), чем было прежде, или наводит в ней прежний порядок
По мнению Юнга, невротиками становятся те, кто недоволен этой шкатулкой и всеми силами старается отбросить ее в сторону (но как отбросить себя?), создать другую, а скучными людьми становятся те, кто вместо приборки и оценивания ситуации уходит в добрые воспоминания над ее крышкой.
Важно понимать, что открыть эту крышку все-таки надо, иначе есть опасность долго время протоптаться на месте или, чего доброго, пойти по дороге жизни обратно. Еще одна опасность — это слишком увлечься разбором вещей, забыв о конечной цели. А цель — открыть на дороге жизни очередную, новую дверь.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
Кризис среднего возраста: не споткнитесь о рифы!
Содержание
Что такое кризис среднего возраста?
Кризис среднего возраста — это время, когда люди, которые прежде даже не представляли, что когда-либо окажутся на приеме у психотерапевта, и удивлялись, как это другие могут тратить на его сеансы деньги и время, вдруг начинают понимать: он им нужен. Не могут справиться с апатией, с неудовлетворенностью жизнью, вернуться к быстрому и привычному принятию решений. Это время, когда нередко тотальное одиночество настигает человека повсюду, даже в кругу его близких друзей, время, когда куда-то исчезает энергия, которая так помогала прежде.
Перечисленные признаки — лишь малый список того, что беспокоит человека в кризис среднего возраста. У кого-то этот список больше, а у кого-то меньше. Но важным остается одно: его хочется пройти как можно быстрее. Однако на пути к преодолению этой дистанции существует несколько рифов.
Первый риф — могу справиться сам
Первый из них заключается в том, что в нашем обществе до сих пор считается, что человек взрослый в состоянии разобраться со своими проблемами сам, поэтому многие вместо того, чтобы обратиться за помощью или хотя бы признать то, что они существуют, задвигают эти проблемы в свое бессознательное как можно подальше. Не секрет, что в качестве «приветов» от наглухо задвинутого наружу выходят прокрастинация и неврозы, а в худшем случаи различные хронические заболевания и ранний инфаркт
Второй риф — я не справлюсь
Второй риф — это наоборот погружение в «свой кризис среднего возраста» с головой, хождение ко всякого рода врачам, психологам и психиатрам, обсуждение его с близкими, постоянные мысли о том, что же «со всем этим делать». В результате кризис поглощает внимание, силы и время. Стандартные проблемы становятся огромными, вызывая бесконечную саморефлексию, депрессию и неуверенность в себе. Споткнувшись об этот риф, человек обычно или начинает впадать в детство и юность, возвращаясь назад, но вернуться назад уже невозможно.
Когда начинается кризис среднего возраста?
Всемирно признанной периодизации возраста нет, и она очень сильно зависит от страны, исторического периода, социальных условий, в которых живет и развивается отдельная личность. Стоит заметить, что проблема среднего возраста с точки зрения возрастной психологии изучена очень мало. Связано это с тем, что до сих пор в нашем обществе присутствует стереотип, что все преобразования, которые можно вложить в человека, можно вложить только в детстве. А дальше человек остается с копилкой, содержимое которой он может или правильно использовать или разбросать, но кардинально изменить его уже невозможно.
Не будем забывать, что подобной теории, во многом связанной с психоанализом Зигмунда Фрейда, не исполнилось и пары веков, тогда как история человечества огромна. Я уверена, что каждый из нас без труда вспомнит несколько примеров людей, которые значительно изменились сами и круто изменили свою жизнь уже в свой зрелый период.
Кризис среднего возраста от Эрика Эриксона и Карла Юнга
Среди психотерапевтов XX века, которые серьезно занимались исследованиями кризиса среднего возраста, в моей психотерапевтической практике и в моей собственной жизни более всего помогает концепция развития личности Эрика Эриксона, американского ученого.
Э. Эриксон настаивает на том, что развитие и становление личности происходит в течении всей человеческой жизни, что каждой стадии этого развития присущ свой конфликт, справляясь с которым, человек приобретает положительный или негативный жизненный опыт. «Средний возраст» или «зрелый возраст» оценивался Эриксоном, как период с 26 до 64 лет. Кризис обычно начинается в возрасте от 35 до 40 лет и может закончится быстро, а может растянутся на долгие годы.
«Зрелый человек, — по представлению Эриксона — нуждается в том, чтобы быть нужным», это его такая же потребность, как потребность в качественной еде, в свежем воздухе, в интимной жизни. Еще одна потребность человека в этот период — о ком-то заботиться, приносить пользу. потребность не на моральном, а на физическом, генетическом уровне заложена в человеке.
«Средний возраст — это время отдавать, это время жить в действенном контакте с окружающим миром». И если человек «не отдает», его личность становится меньше.
Лезвием ножа становится в этот период вопрос: «Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?» И хочет сам человек этого или не хочет, но внутренняя работа идет по его решению постоянно.
Похожая концепция «кризиса среднего возраста» принадлежит К. Юнгу, благодаря которому о проблеме среднего возраста заговорили впервые. К. Юнг впервые описал его симптоматику, серьезно пережив и даже выстрадав кризис среднего возраста сам.
Что удивительно, по Юнгу (профессиональная активность которого была раньше, чем у Эриксона) зрелый возраст начинается около 35 лет, а кризис в 35 — 45 лет. Главный конфликт этого кризиса Юнг описал так: «Что-то в нас хотело бы оставаться ребенком, быть совершенно бессознательным или по меньшей мере осознавать только свое «Я» и отвергать все чужое, в предельном же случае подчинить все другое своей воле. Хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия или же для того, чтобы утвердить свою власть».
Для Юнга, как и для Эриксона, выходом из «кризиса среднего возраста» тоже является возможность расширения своего внутреннего «я»: «Достижения, полезность являются идеалами, которые как будто указывают путь из хаоса проблем». «Как будто» — потому что весь этот «хаос проблем» требует индивидуации, а если простыми словами, то проработки.
Хорошим и наиболее бесконфликтным способом вывода наружу этого «я» по Юнгу является творчество (по Эриксону — принесение пользы подрастающим поколениям, общественная работа). Не важно пишет человек, рисует, танцует, увлекается ландшафтным дизайном, важно, что он расширяет свое внутреннее пространство, выводит на прогулку свой внутренний мир.
Мода на детство — помогает ли?
Обращаясь к реалиям, мы можем с уверенностью сказать, что у многих в современном обществе зрелый возраст, с точки зрения возрастной психологии, не наступает вообще или наступает, но в весьма искаженном виде.
Немалую лепту вносит и повсеместная мода на детство. Ведешь себя как ребенок, значит, творческий, значит непосредственный, значит сумел сохранить в своей душе молодость. Все это прекрасно, но не слишком приятно смотрится, когда многие женщины до поздней зрелости стремятся выглядеть как девочки, стесняясь своих женственных форм. Над этим работает вся индустрия моды и киноиндустрия. Мужчина, который вдруг становится капризен и заносчив точно подросток и не хочет нести ни за кого ответственность кроме себя, тоже выглядит как минимум странно.
Но укрепляет эту позицию еще и распространенный в нашем обществе стереотип, что каждый человек в силах сделать счастливым себя, но этим он укрепляет всеобщее счастье. На первый взгляд, мысль очень здравая, но результатом ее становится личность, чрезмерно поглощенная собой, своим здоровьем, удовольствием, спокойствием, опасающаяся в своей жизни любых значительных изменений.
Такие люди часто рассматривают себя как свое единственное дитя. «А что же в этом плохого?» — возможно, спросите вы, а плохого в этом то, что свой средний возраст они завершают обычно, как крайне несчастные люди.
Выводы
Эриксон и Юнг делают упор на то, что на кризис среднего возраста падает и осмысление своей уже прожитой жизни. Визуально представим это так. Та самая шкатулка сокровищ (возможностей), которая оказалась у человека в руках после юности и детства, впервые становится серьезным предметом его размышлений. Человек достает оттуда одни вещи, другие, третьи... И начинает размышлять, по какой причине они не пригодились, почему он воспользовался этой, а воспользовался той, почему они оставались лежать в шкатулке, когда вдруг были нужны, и откуда взялись вдруг те странные вещи, которые он в детстве не видел.
По мнению Юнга, невротиками становятся те, кто недоволен этой шкатулкой и всеми силами старается отбросить ее в сторону (но как отбросить себя?), создать другую, а скучными людьми становятся те, кто вместо приборки и оценивания ситуации уходит в добрые воспоминания над ее крышкой.
Важно понимать, что открыть эту крышку все-таки надо, иначе есть опасность долго время протоптаться на месте или, чего доброго, пойти по дороге жизни обратно. Еще одна опасность — это слишком увлечься разбором вещей, забыв о конечной цели. А цель — открыть на дороге жизни очередную, новую дверь.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также