Делать то, что надо, а не то, что хочется – примерно в 7 лет ребенок понимает, что как раньше уже не будет. Нужно – значит должен. И не только мама может сказать: «Сядь и слушай, что говорят». Слушаться нужно учителя, тренера и даже тетю Марину. Появляется значимый мир вне семьи, к которому нужно не только подстроиться, но и пройти испытание конкуренцией – быть лучше (или не хуже) Маши и Саши. Я смогу себя проявить? Ответ на этот вопрос ребенок находит в процессе прохождения кризиса.
О дивный новый школьный мир
Школа – серьезное испытание ребенка на прочность. Если к этому времени дети удачно прошли предыдущие кризисы, они достаточно в себе уверены, адаптивны и адекватно реагируют на «надо» и «нельзя». А что такое группа и занятия, они узнали в детском саду. Но даже для подготовленного ребенка школа становится источником стресса.
Во-первых, это опыт смены коллектива и значимого взрослого. Даже мы в такой ситуации – к примеру, при смене работы – переживаем не самые приятные времена. Ребенку еще сложнее. И страшнее. И минимум три первых месяца, а иногда целый год, длится период адаптации.
В школе ребенок включается в учебную деятельность, и эта деятельность в корне отличается от игровой. Она получает оценку обществом. Ее выполнение обязательно. По отношению к ней существует система правил и норм.
И если предыдущие кризисы возникали на почве внутренних противоречий (между «хочу» и «могу»), то этот – искусственно создан обществом. И на пути освоения этой новой социальной реальности возникает много проблем.
Симптомы кризиса и осложнения
«Родители говорят, я красивый и умный, а в школе такого не говорят. Как мне себя проявить, чтобы меня заметили, оценили? Я смогу стать частью этого мира, «членом стаи»? Если я плохо учусь – я плохой? И почему я не могу просто играть, как раньше, мне же так это нравилось!». Вот примерное содержание того, о чем думает семилетний ребенок. И простыми эти мысли не назовешь. Они касаются сложных экзистенциальных понятий – свободы, воли и смыслов.
В попытке следовать инструкциям, придерживаться правил, качественно выполнять задания ребенок раз за разом терпит поражение. И это вызывает фрустрацию.
Еще два года назад он мог выплеснуть все напряжение в истерике, но к семи годам уже научился проживать эмоции внутри. И симптомы кризиса 7 лет у ребенка могут быть незаметны снаружи. Просто у него болит живот. Просто температура. Или проблемы с кожей. В общем, все то, что называется психосоматикой.
В семь лет ребенок еще импульсивен и не умеет «тормозить». Захотел – сделал. Захотел – сказал. А в школе нужно несколько часов кряду эти импульсы «оттормаживать». И на это ребенок тратит большое количество психической энергии. А потом приходит из школы «выжатый» и в этом нересурсном состоянии может плакать, капризничать, спать, злиться, беситься (зависит от типа нервной системы).
Наконец, ребенок теряет спонтанность и непринужденность. С тех пор как появилась необходимость сравнивать себя и других, зарабатывать похвалу от учителя, приходится думать о поступках и словах. Он следит за манерами взрослых, копируя их поведение. Врет. Или уходит в протест, соматизацию и невротизацию. «Я так больше не играю. Да ну вас».
Если кризис 7 лет идет не по плану
Агрессия, депрессия, экстремальные эмоциональные реакции и другие существенные изменения поведения – повод обратиться к психологу. Дело не столько в том, что страдает учеба и формируется негатив по отношению к ней. В долгосрочной перспективе проблемы на этом этапе повлияют на адаптацию в обществе.
На дно бессознательного упадет «Я плохой», «Я не достоин», «Меня никто не понимает», «Я не могу с этим справиться». Эти установки обязательно потом «аукнуться», когда маленький человек станет взрослым. И родительская стратегия здесь – поддержать и укрепить веру в себя.
Как родители должны поддерживать
Подготовьте ребенка к самым разным бытовым ситуациям. Как проситься в туалет на уроке. Что делать, если обляпался в столовой. Как поступить, если Миша ударил или Маша дразнится. Устройте «школу» дома и проиграйте эти сюжеты. Ребенок должен быть готов ко всему. В том числе, презентовать себя коллективу.
Помогите ему не потеряться, когда одноклассники начнут знакомиться. Первый месяц – самый важный. Все друг для друга – чистые листы. Лидеров нет, но скоро появятся. И «жертвы» появятся тоже. К сожалению, буллинг (травля одного ребенка другим или группой детей) – неотъемлемая часть школьной среды.
Сохраняйте спокойствие. Ребенок считывает все, тревогу тоже. И «заражается» настроением взрослых. Да, дети в школе дерутся и обижают друг друга. Не фокусируйте на этом внимание. Спокойно спросите, что хорошего произошло. Покажите и докажите, что школа – это легко и весело, а не каторга.
Не заставляйте читать, писать и делать «домашку». Категорически не хочет – не надо. Прививайте интерес, развивайте «натуральное» любопытство. Обучение из-под палки ожидаемо разовьет не интерес, а отвращение.
Акцентируйте внимание на том, что ошибки – это значит, что можно попробовать снова. Это нормально, если не получается сразу. Ошибаются все, даже взрослые. Поощряйте усилия. Важен не только и не столько результат, сколько то, как он старается, что ему нравится, что получается.
И если ребенок просыпается утром и говорит «Я не пойду сегодня в школу», сядьте и обсудите. Но для этого между вами должно быть доверие. «Затюканный» ребенок такого не скажет. Молча в школу пойдет, а вечером сляжет с температурой или «животиком».
Что ребенок приобретает на финише
Результатом прохождения кризиса может стать комплекс неполноценности или чувство собственной значимости, низкая самооценка или уверенность в себе, изоляция или адаптация. А еще в это время в психике ребенке появляется «внутренний родитель». Этот образ аккумулирует в себе самые разные черты реального родителя и помогает ребенку быть за пределами семьи, выдерживать разлуку.
Этот «внутренний родитель» поощряет или осуждает, хвалит или наказывает, поддерживает или игнорирует. Пусть в душе вашего ребенка будет заботливый взрослый. А психологи нашего сервиса окажут поддержку, если в развитии ребенка или в общении с ним появились какие-то сложности.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
В мире людей: что такое кризис 7 лет и как помочь ребенку
Содержание
Делать то, что надо, а не то, что хочется – примерно в 7 лет ребенок понимает, что как раньше уже не будет. Нужно – значит должен. И не только мама может сказать: «Сядь и слушай, что говорят». Слушаться нужно учителя, тренера и даже тетю Марину. Появляется значимый мир вне семьи, к которому нужно не только подстроиться, но и пройти испытание конкуренцией – быть лучше (или не хуже) Маши и Саши. Я смогу себя проявить? Ответ на этот вопрос ребенок находит в процессе прохождения кризиса.
О дивный новый школьный мир
Школа – серьезное испытание ребенка на прочность. Если к этому времени дети удачно прошли предыдущие кризисы, они достаточно в себе уверены, адаптивны и адекватно реагируют на «надо» и «нельзя». А что такое группа и занятия, они узнали в детском саду. Но даже для подготовленного ребенка школа становится источником стресса.
Во-первых, это опыт смены коллектива и значимого взрослого. Даже мы в такой ситуации – к примеру, при смене работы – переживаем не самые приятные времена. Ребенку еще сложнее. И страшнее. И минимум три первых месяца, а иногда целый год, длится период адаптации.
И если предыдущие кризисы возникали на почве внутренних противоречий (между «хочу» и «могу»), то этот – искусственно создан обществом. И на пути освоения этой новой социальной реальности возникает много проблем.
Симптомы кризиса и осложнения
«Родители говорят, я красивый и умный, а в школе такого не говорят. Как мне себя проявить, чтобы меня заметили, оценили? Я смогу стать частью этого мира, «членом стаи»? Если я плохо учусь – я плохой? И почему я не могу просто играть, как раньше, мне же так это нравилось!». Вот примерное содержание того, о чем думает семилетний ребенок. И простыми эти мысли не назовешь. Они касаются сложных экзистенциальных понятий – свободы, воли и смыслов.
Еще два года назад он мог выплеснуть все напряжение в истерике, но к семи годам уже научился проживать эмоции внутри. И симптомы кризиса 7 лет у ребенка могут быть незаметны снаружи. Просто у него болит живот. Просто температура. Или проблемы с кожей. В общем, все то, что называется психосоматикой.
В семь лет ребенок еще импульсивен и не умеет «тормозить». Захотел – сделал. Захотел – сказал. А в школе нужно несколько часов кряду эти импульсы «оттормаживать». И на это ребенок тратит большое количество психической энергии. А потом приходит из школы «выжатый» и в этом нересурсном состоянии может плакать, капризничать, спать, злиться, беситься (зависит от типа нервной системы).
Наконец, ребенок теряет спонтанность и непринужденность. С тех пор как появилась необходимость сравнивать себя и других, зарабатывать похвалу от учителя, приходится думать о поступках и словах. Он следит за манерами взрослых, копируя их поведение. Врет. Или уходит в протест, соматизацию и невротизацию. «Я так больше не играю. Да ну вас».
Если кризис 7 лет идет не по плану
Агрессия, депрессия, экстремальные эмоциональные реакции и другие существенные изменения поведения – повод обратиться к психологу. Дело не столько в том, что страдает учеба и формируется негатив по отношению к ней. В долгосрочной перспективе проблемы на этом этапе повлияют на адаптацию в обществе.
Как родители должны поддерживать
Подготовьте ребенка к самым разным бытовым ситуациям. Как проситься в туалет на уроке. Что делать, если обляпался в столовой. Как поступить, если Миша ударил или Маша дразнится. Устройте «школу» дома и проиграйте эти сюжеты. Ребенок должен быть готов ко всему. В том числе, презентовать себя коллективу.
Помогите ему не потеряться, когда одноклассники начнут знакомиться. Первый месяц – самый важный. Все друг для друга – чистые листы. Лидеров нет, но скоро появятся. И «жертвы» появятся тоже. К сожалению, буллинг (травля одного ребенка другим или группой детей) – неотъемлемая часть школьной среды.
Сохраняйте спокойствие. Ребенок считывает все, тревогу тоже. И «заражается» настроением взрослых. Да, дети в школе дерутся и обижают друг друга. Не фокусируйте на этом внимание. Спокойно спросите, что хорошего произошло. Покажите и докажите, что школа – это легко и весело, а не каторга.
Не заставляйте читать, писать и делать «домашку». Категорически не хочет – не надо. Прививайте интерес, развивайте «натуральное» любопытство. Обучение из-под палки ожидаемо разовьет не интерес, а отвращение.
Акцентируйте внимание на том, что ошибки – это значит, что можно попробовать снова. Это нормально, если не получается сразу. Ошибаются все, даже взрослые. Поощряйте усилия. Важен не только и не столько результат, сколько то, как он старается, что ему нравится, что получается.
И если ребенок просыпается утром и говорит «Я не пойду сегодня в школу», сядьте и обсудите. Но для этого между вами должно быть доверие. «Затюканный» ребенок такого не скажет. Молча в школу пойдет, а вечером сляжет с температурой или «животиком».
Что ребенок приобретает на финише
Результатом прохождения кризиса может стать комплекс неполноценности или чувство собственной значимости, низкая самооценка или уверенность в себе, изоляция или адаптация. А еще в это время в психике ребенке появляется «внутренний родитель». Этот образ аккумулирует в себе самые разные черты реального родителя и помогает ребенку быть за пределами семьи, выдерживать разлуку.
Этот «внутренний родитель» поощряет или осуждает, хвалит или наказывает, поддерживает или игнорирует. Пусть в душе вашего ребенка будет заботливый взрослый. А психологи нашего сервиса окажут поддержку, если в развитии ребенка или в общении с ним появились какие-то сложности.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также