В мире людей: что такое кризис 7 лет и как помочь ребенку
Опубликовано: 24 октября 2023
Контент проверен специалистом
7 минут
256
Автор
Редакция сервиса Psy-Chat.ru
В редакции сервиса работают опытные психологи, обеспечивая качественный контент. Они специализируются на разных областях психологии, обогащая материалы сайта своими знаниями.
Делать то, что надо, а не то, что хочется – примерно в 7 лет ребенок понимает, что как раньше уже не будет. Нужно – значит должен. И не только мама может сказать: «Сядь и слушай, что говорят». Слушаться нужно учителя, тренера и даже тетю Марину. Появляется значимый мир вне семьи, к которому нужно не только подстроиться, но и пройти испытание конкуренцией – быть лучше (или не хуже) Маши и Саши. Я смогу себя проявить? Ответ на этот вопрос ребенок находит в процессе прохождения кризиса.
О дивный новый школьный мир
Школа – серьезное испытание ребенка на прочность. Если к этому времени дети удачно прошли предыдущие кризисы, они достаточно в себе уверены, адаптивны и адекватно реагируют на «надо» и «нельзя». А что такое группа и занятия, они узнали в детском саду. Но даже для подготовленного ребенка школа становится источником стресса.
Во-первых, это опыт смены коллектива и значимого взрослого. Даже мы в такой ситуации – к примеру, при смене работы – переживаем не самые приятные времена. Ребенку еще сложнее. И страшнее. И минимум три первых месяца, а иногда целый год, длится период адаптации.
В школе ребенок включается в учебную деятельность, и эта деятельность в корне отличается от игровой. Она получает оценку обществом. Ее выполнение обязательно. По отношению к ней существует система правил и норм.
И если предыдущие кризисы возникали на почве внутренних противоречий (между «хочу» и «могу»), то этот – искусственно создан обществом. И на пути освоения этой новой социальной реальности возникает много проблем.
Симптомы кризиса и осложнения
«Родители говорят, я красивый и умный, а в школе такого не говорят. Как мне себя проявить, чтобы меня заметили, оценили? Я смогу стать частью этого мира, «членом стаи»? Если я плохо учусь – я плохой? И почему я не могу просто играть, как раньше, мне же так это нравилось!». Вот примерное содержание того, о чем думает семилетний ребенок. И простыми эти мысли не назовешь. Они касаются сложных экзистенциальных понятий – свободы, воли и смыслов.
В попытке следовать инструкциям, придерживаться правил, качественно выполнять задания ребенок раз за разом терпит поражение. И это вызывает фрустрацию.
Еще два года назад он мог выплеснуть все напряжение в истерике, но к семи годам уже научился проживать эмоции внутри. И симптомы кризиса 7 лет у ребенка могут быть незаметны снаружи. Просто у него болит живот. Просто температура. Или проблемы с кожей. В общем, все то, что называется психосоматикой.
В семь лет ребенок еще импульсивен и не умеет «тормозить». Захотел – сделал. Захотел – сказал. А в школе нужно несколько часов кряду эти импульсы «оттормаживать». И на это ребенок тратит большое количество психической энергии. А потом приходит из школы «выжатый» и в этом нересурсном состоянии может плакать, капризничать, спать, злиться, беситься (зависит от типа нервной системы).
Наконец, ребенок теряет спонтанность и непринужденность. С тех пор как появилась необходимость сравнивать себя и других, зарабатывать похвалу от учителя, приходится думать о поступках и словах. Он следит за манерами взрослых, копируя их поведение. Врет. Или уходит в протест, соматизацию и невротизацию. «Я так больше не играю. Да ну вас».
Если кризис 7 лет идет не по плану
Агрессия, депрессия, экстремальные эмоциональные реакции и другие существенные изменения поведения – повод обратиться к психологу. Дело не столько в том, что страдает учеба и формируется негатив по отношению к ней. В долгосрочной перспективе проблемы на этом этапе повлияют на адаптацию в обществе.
На дно бессознательного упадет «Я плохой», «Я не достоин», «Меня никто не понимает», «Я не могу с этим справиться». Эти установки обязательно потом «аукнуться», когда маленький человек станет взрослым. И родительская стратегия здесь – поддержать и укрепить веру в себя.
Как родители должны поддерживать
Подготовьте ребенка к самым разным бытовым ситуациям. Как проситься в туалет на уроке. Что делать, если обляпался в столовой. Как поступить, если Миша ударил или Маша дразнится. Устройте «школу» дома и проиграйте эти сюжеты. Ребенок должен быть готов ко всему. В том числе, презентовать себя коллективу.
Помогите ему не потеряться, когда одноклассники начнут знакомиться. Первый месяц – самый важный. Все друг для друга – чистые листы. Лидеров нет, но скоро появятся. И «жертвы» появятся тоже. К сожалению, буллинг (травля одного ребенка другим или группой детей) – неотъемлемая часть школьной среды.
Сохраняйте спокойствие. Ребенок считывает все, тревогу тоже. И «заражается» настроением взрослых. Да, дети в школе дерутся и обижают друг друга. Не фокусируйте на этом внимание. Спокойно спросите, что хорошего произошло. Покажите и докажите, что школа – это легко и весело, а не каторга.
Не заставляйте читать, писать и делать «домашку». Категорически не хочет – не надо. Прививайте интерес, развивайте «натуральное» любопытство. Обучение из-под палки ожидаемо разовьет не интерес, а отвращение.
Акцентируйте внимание на том, что ошибки – это значит, что можно попробовать снова. Это нормально, если не получается сразу. Ошибаются все, даже взрослые. Поощряйте усилия. Важен не только и не столько результат, сколько то, как он старается, что ему нравится, что получается.
И если ребенок просыпается утром и говорит «Я не пойду сегодня в школу», сядьте и обсудите. Но для этого между вами должно быть доверие. «Затюканный» ребенок такого не скажет. Молча в школу пойдет, а вечером сляжет с температурой или «животиком».
Что ребенок приобретает на финише
Результатом прохождения кризиса может стать комплекс неполноценности или чувство собственной значимости, низкая самооценка или уверенность в себе, изоляция или адаптация. А еще в это время в психике ребенке появляется «внутренний родитель». Этот образ аккумулирует в себе самые разные черты реального родителя и помогает ребенку быть за пределами семьи, выдерживать разлуку.
Этот «внутренний родитель» поощряет или осуждает, хвалит или наказывает, поддерживает или игнорирует. Пусть в душе вашего ребенка будет заботливый взрослый. А психологи нашего сервиса окажут поддержку, если в развитии ребенка или в общении с ним появились какие-то сложности.
Автор
Редакция сервиса Psy-Chat.ru
В редакции сервиса работают опытные психологи, обеспечивая качественный контент. Они специализируются на разных областях психологии, обогащая материалы сайта своими знаниями.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
В мире людей: что такое кризис 7 лет и как помочь ребенку
Содержание
Делать то, что надо, а не то, что хочется – примерно в 7 лет ребенок понимает, что как раньше уже не будет. Нужно – значит должен. И не только мама может сказать: «Сядь и слушай, что говорят». Слушаться нужно учителя, тренера и даже тетю Марину. Появляется значимый мир вне семьи, к которому нужно не только подстроиться, но и пройти испытание конкуренцией – быть лучше (или не хуже) Маши и Саши. Я смогу себя проявить? Ответ на этот вопрос ребенок находит в процессе прохождения кризиса.
О дивный новый школьный мир
Школа – серьезное испытание ребенка на прочность. Если к этому времени дети удачно прошли предыдущие кризисы, они достаточно в себе уверены, адаптивны и адекватно реагируют на «надо» и «нельзя». А что такое группа и занятия, они узнали в детском саду. Но даже для подготовленного ребенка школа становится источником стресса.
Во-первых, это опыт смены коллектива и значимого взрослого. Даже мы в такой ситуации – к примеру, при смене работы – переживаем не самые приятные времена. Ребенку еще сложнее. И страшнее. И минимум три первых месяца, а иногда целый год, длится период адаптации.
И если предыдущие кризисы возникали на почве внутренних противоречий (между «хочу» и «могу»), то этот – искусственно создан обществом. И на пути освоения этой новой социальной реальности возникает много проблем.
Симптомы кризиса и осложнения
«Родители говорят, я красивый и умный, а в школе такого не говорят. Как мне себя проявить, чтобы меня заметили, оценили? Я смогу стать частью этого мира, «членом стаи»? Если я плохо учусь – я плохой? И почему я не могу просто играть, как раньше, мне же так это нравилось!». Вот примерное содержание того, о чем думает семилетний ребенок. И простыми эти мысли не назовешь. Они касаются сложных экзистенциальных понятий – свободы, воли и смыслов.
Еще два года назад он мог выплеснуть все напряжение в истерике, но к семи годам уже научился проживать эмоции внутри. И симптомы кризиса 7 лет у ребенка могут быть незаметны снаружи. Просто у него болит живот. Просто температура. Или проблемы с кожей. В общем, все то, что называется психосоматикой.
В семь лет ребенок еще импульсивен и не умеет «тормозить». Захотел – сделал. Захотел – сказал. А в школе нужно несколько часов кряду эти импульсы «оттормаживать». И на это ребенок тратит большое количество психической энергии. А потом приходит из школы «выжатый» и в этом нересурсном состоянии может плакать, капризничать, спать, злиться, беситься (зависит от типа нервной системы).
Наконец, ребенок теряет спонтанность и непринужденность. С тех пор как появилась необходимость сравнивать себя и других, зарабатывать похвалу от учителя, приходится думать о поступках и словах. Он следит за манерами взрослых, копируя их поведение. Врет. Или уходит в протест, соматизацию и невротизацию. «Я так больше не играю. Да ну вас».
Если кризис 7 лет идет не по плану
Агрессия, депрессия, экстремальные эмоциональные реакции и другие существенные изменения поведения – повод обратиться к психологу. Дело не столько в том, что страдает учеба и формируется негатив по отношению к ней. В долгосрочной перспективе проблемы на этом этапе повлияют на адаптацию в обществе.
Как родители должны поддерживать
Подготовьте ребенка к самым разным бытовым ситуациям. Как проситься в туалет на уроке. Что делать, если обляпался в столовой. Как поступить, если Миша ударил или Маша дразнится. Устройте «школу» дома и проиграйте эти сюжеты. Ребенок должен быть готов ко всему. В том числе, презентовать себя коллективу.
Помогите ему не потеряться, когда одноклассники начнут знакомиться. Первый месяц – самый важный. Все друг для друга – чистые листы. Лидеров нет, но скоро появятся. И «жертвы» появятся тоже. К сожалению, буллинг (травля одного ребенка другим или группой детей) – неотъемлемая часть школьной среды.
Сохраняйте спокойствие. Ребенок считывает все, тревогу тоже. И «заражается» настроением взрослых. Да, дети в школе дерутся и обижают друг друга. Не фокусируйте на этом внимание. Спокойно спросите, что хорошего произошло. Покажите и докажите, что школа – это легко и весело, а не каторга.
Не заставляйте читать, писать и делать «домашку». Категорически не хочет – не надо. Прививайте интерес, развивайте «натуральное» любопытство. Обучение из-под палки ожидаемо разовьет не интерес, а отвращение.
Акцентируйте внимание на том, что ошибки – это значит, что можно попробовать снова. Это нормально, если не получается сразу. Ошибаются все, даже взрослые. Поощряйте усилия. Важен не только и не столько результат, сколько то, как он старается, что ему нравится, что получается.
И если ребенок просыпается утром и говорит «Я не пойду сегодня в школу», сядьте и обсудите. Но для этого между вами должно быть доверие. «Затюканный» ребенок такого не скажет. Молча в школу пойдет, а вечером сляжет с температурой или «животиком».
Что ребенок приобретает на финише
Результатом прохождения кризиса может стать комплекс неполноценности или чувство собственной значимости, низкая самооценка или уверенность в себе, изоляция или адаптация. А еще в это время в психике ребенке появляется «внутренний родитель». Этот образ аккумулирует в себе самые разные черты реального родителя и помогает ребенку быть за пределами семьи, выдерживать разлуку.
Этот «внутренний родитель» поощряет или осуждает, хвалит или наказывает, поддерживает или игнорирует. Пусть в душе вашего ребенка будет заботливый взрослый. А психологи нашего сервиса окажут поддержку, если в развитии ребенка или в общении с ним появились какие-то сложности.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также