Как воспитать счастливого ребенка: 7 базовых правил
Опубликовано: 3 июля 2024
Контент проверен специалистом
6 минут
113
Автор
Редакция сервиса Psy-Chat.ru
В редакции сервиса работают опытные психологи, обеспечивая качественный контент. Они специализируются на разных областях психологии, обогащая материалы сайта своими знаниями.
Ребенок – не маленький взрослый. Он думает, чувствует, действует по-другому, потому что психически и физически устроен иначе. Например, в два-три года мир для него – это то, что связано с ним: «Что вижу я – то видят все, чего я хочу – того желают остальные». Его интерес направлен на личный комфорт, и «хорошая» мама быстро становится мамой «плохой», если с ней неудобно. Поговорим, как сделать ребенка счастливым и на каком языке с ним говорить, чтобы он понимал, соглашался и выстраивал с миром надежный тип отношений.
Быть «контейнером» для эмоций
Мы, родители, очень любим позицию «старшего», который учит уму-разуму, указывает на ошибки и наказывает за них. И раз мы этим занимаемся, значит, нужно нас уважать и, конечно же, слушаться. На самом деле, никакого желания быть послушным у ребенка, конечно же, нет. А нужно ему, чтобы мы не «поучали паучат», а были «контейнером», помогая ему проживать сильные негативные чувства.
Позволять ребенку злиться, плакать, закатывать истерики и оставаться при этом нейтральной принимающей стороной – тот еще квест. Очень сложно сдержаться, чтобы в ответ не выдать подзатыльник, не пристыдить, не пригрозить. Но надо взять себя в руки и взять его за руку или обнять («Я рядом»), назвать его чувства («Ты злишься»), объяснить их причину («Ты злишься, потому что хотел эту игрушку и не получил ее»), выразить понимание («Да, понимаю, как это обидно»). И больше ничего.
На первых порах не нужно объяснять, почему игрушка оказалась не купленной. Просто назвать его чувства, связать их с ситуацией и сказать: «Я понимаю». Со временем усложняйте работу «контейнера»: «Ты злишься, а теперь давай разберемся, почему это вышло». И, наконец, прийти к передаче ответственности ребенку: «Что можно сделать, чтобы в следующий раз ты не злился, когда я не покупаю игрушку?».
Навык контейнирования чувств – это не только принимать негативные чувства ребенка спокойно, но и обучать его распознавать и контролировать импульсы. Это принять, переработать и вернуть их назад в виде опыта. Навык регуляции чувств имеет прямое отношение к «уровню счастья в крови» не только в детстве, но и на всем отрезке пути, который называется жизнь.
Главный язык общения – любовь
«Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят», – писал Конфуций. В последнее время стало модным обсуждать стратегии и тактики общения с детьми – как правильно говорить, а как категорически не надо. И за этими правилами, кажется, стал ускользать главный смысл – чтобы ребенок стал участником диалога, а не агрессивно настроенной стороной, мы должны создавать условия для общения. Стабильно любить, а не сегодня «балбес», а завтра «любимый сынок». Каждый день и без пропусков демонстрировать, что он очень ценный, важный и дорогой человек.
Родительская любовь – это основа. Чем глубже эта любовь, чем честнее она выражается – тем счастливее, благополучнее будет ребенок. Мы можем проявлять эту любовь, кроме слов, мимикой, движениями тела, поступками. Нежных взглядов, улыбок, объятий много никогда не бывает. В любой ситуации наши дети должны понимать: «Меня слышат, меня замечают, мои слова имеют значение».
Поучится искусству выражения нежных чувств мы можем у наших детей. Прибегут, поцелуют: «Мамочка, я так тебя люблю!». Они не стесняются и не жадничают любовь и ласку. И лишь потом, вырастая и насмотревшись на нас, закрываются и иногда бурчат себе под нос: «Ну конечно, люблю, что за вопросы». Вопрос – у кого научились?
Ограничить контакт с гаджетами
Про гаджеты и их влияние на детей нужно знать два момента. Первое – они стимулируют дофаминовую систему («систему вознаграждения»). Это значит, что ребенок, который смотрит «мультики», играет в игру или «скроллит» социальные сети, получает порции нейромедиатора дофамина. Его вырабатывает наш мозг в процессе взаимодействия с гаджетами.
Чувствительность клеток мозга (нейронов) к дофамину со временем падает. И чтобы получить примерно такое же удовольствие, как раньше, приходится наращивать интенсивность контакта. Например, увеличивать время игры. Собственно, так и формируется зависимость от гаджетов, которая функционально ничем от любой другой зависимости не отличается. А зависимости, как мы знаем, делают людей, включая детей, несчастными и разрушают их жизнь.
Другое важное обстоятельство – гаджеты влияют на когнитивные способности. Проще говоря, делают нас не очень умными людьми. Когда ребенок смотрит в телефон (занимается потреблением информации), сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ), которая отвечает за мышление, переработку информации, социальные связи, блокируется. В норме она запускается и тренируется, когда мы не делаем ничего или просто общаемся с другими (живыми) людьми. Но если вместо отдыха или «живого» контакта мы утыкаемся в телефон, потребляя в нем быструю информацию, СПРРМ не включается, а значит – не развивается. У детей это часто приводит к СДВГ и другим расстройствам психического и физического развития.
Воспитывать хорошее настроение
Эмоции и настроение – все это как будто реакция на какую-то внешнюю силу. Получил в школе двойку – настроение портится. Съел мороженое – и жизнь заиграла яркими красками. Да, наше внутреннее во многом обусловлено внешним. С другой стороны, привычку не застревать на негативе, а наоборот, сосредотачиваться на эмоциях позитивного спектра, можно сформировать. Чем и нужно заняться с ребенком.
Грустить, страдать, горевать и бояться он замечательно умеет без нас. Поощрять нужно другое – радость, удовольствие, любознательность, интерес. Периоды безудержного детского веселья следует подкреплять, а не прерывать: «Немедленно прекрати!», «Хватит уже на голове стоять!». Привычки, в том числе привычка быть в хорошем настроении, формируются, когда действия повторяются.
Быть радостным и довольным становится частью характера, если это состояние развивать. Точно так же можно редуцировать (сократить) объемы тоски и уныния. Просто нужно расставить приоритеты, что важнее – довольный и счастливый ребенок или разбитая кружка, разорванная книжка и испорченный диван. И если важнее ребенок, то по поводу кружки и книжки можно просто сказать: «Дело житейское».
Поддерживать любознательность
В психику ребенка встроена опция – познавать этот мир. Интерес – положительная эмоция. Движимый любопытством, маленький исследователь с азартом изучает все, что вокруг. Ему нравится слушать, видеть, трогать, пробовать на вкус. Еще больше удовольствия он получает, если то, что вокруг, можно ломать и крушить. Как еще узнаешь о свойствах предметов, если не опытным путем?
Родителям не понять этот восторг от рвущихся книжных страниц, мокрых ног после лужи и рассыпанной по полу муки. Взрослые почему-то уверены, что так делать не надо. И торопятся ребенку об этом сообщить: «Не трогай!», «Не рви!», «Слезь, сломаешь!». Иногда за свое любопытство ребенок даже получает по рукам, что, конечно, категорически неприемлемо.
Ребенку интересно исследовать этот мир, и блокировать его любопытство в большинстве ситуаций не стоит. Если то, что ребенок намеревается познать, не вредит его здоровью, не угрожает жизни, а чревато лишь порчей вещей или просто выглядит странно, не нужно его останавливать. Да, иногда поддерживать страсть ребенка к познанию для взрослых накладно, но цель, когда ты родитель – не вещи в целости и сохранности сохранять, а счастливых детей воспитывать.
Зачем нужны правила и порядок
Сложно поверить, но больше всего наши дети любят порядок. Правила, ритуалы, режим создают предсказуемый мир, а он, в свою очередь, дает ощущение спокойствия. Чтобы лучше понять, как порядок влияет на психику, представьте себе магазин, в котором продукты свалены в кучу с хозяйственными товарами, ценники разбросаны по полу, кассы расставлены, как придется, а кассиров нужно ловить. Где комфортнее – в таком магазине или обычном, где все на своих местах, понятно и предсказуемо? Конечно, мы выберем нормальный магазин. И дети тоже хорошо чувствуют разницу между миром, в котором царствует хаос, и упорядоченным пространством и временем.
Хаос рождает тревогу, а порядок – спокойствие. Понятные, четкие и, главное, неизменные правила начинаются с режима дня. Подъем, прием пищи, время для игр, время для гаджетов, физкультура и прочее – базовые ритуалы должны быть по расписанию. Никакого «свободного графика», который рождает тревогу, а что будет дальше? Ребенок должен знать, что случится сегодня. Ритуалы и правила создают пространство комфорта.
Но самое главное здесь – эти правила не менять. В противном случае, если сегодня так, а завтра – эдак, порядок лишится стабилизирующей психику функции. Никакого проку от такого порядка не будет. Чем более вы последовательны в организации режима жизни ребенка, тем более уверенным будет он. А уверенный в мире и себе человек, вне зависимости от возраста, всегда на голову счастливее и успешнее тревожных людей.
Навести «уборку» в своей голове
И главное – пока мы не будем счастливыми сами, счастливым ребенка не сделаем. Да, можно делать все правильно, начитавшись книг и статей. Но дети все понимают, чувствуют и нас отражают. И если ребенок всего боится, постоянно тревожится, раздражительный, дело, скорее всего, вовсе не в нем. Тревожная мама неосознанно научила его, что мир – опасное место. Не обязательно это делать словами. Мы транслируем наши страхи и нервы с помощью тела. Напряжение проявляется в нашем голосе, движениях рук, осанке, походке. Не говоря о мимике – моторике лица, которая выдает эмоциональное состояние.
Что касается негативных эмоций, которые выливаются родителями непосредственно на ребенка – это вообще отдельный разговор. Мама, которая злится, кричит или плачет, разрушает самое главное – ту безопасность, которую она должна для детей создавать. Ощущение, что там, где должно быть «убежище», на самом деле, минное поле, мягко говоря, неприятное. Так уж получилось, что родитель для ребенка – это окно, сквозь которое он смотрит в мир. И совершенно понятно, что именно он видит, глядя в мутное, грязное, с трещинами стекло – ничего хорошего.
Ребенок, который воспитывается счастливыми родителями, обязательно будет счастливым. Он получает уникальный опыт радости, который «врастает» в его характер и становится частью системы взглядов на мир.
В связи с чем идея навести в своей голове порядок – хорошая мысль. С психологом такая «уборка» превращается в «клининг» – профессиональное дело с применением специального инвентаря. Если вам кажется, что нужно разобраться в себе или есть проблемы с ребенком, поговорите с психологом. Первая двадцатиминутная консультация для клиентов нашего сервиса – бесплатная.
Автор
Редакция сервиса Psy-Chat.ru
В редакции сервиса работают опытные психологи, обеспечивая качественный контент. Они специализируются на разных областях психологии, обогащая материалы сайта своими знаниями.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
Как воспитать счастливого ребенка: 7 базовых правил
Содержание
Ребенок – не маленький взрослый. Он думает, чувствует, действует по-другому, потому что психически и физически устроен иначе. Например, в два-три года мир для него – это то, что связано с ним: «Что вижу я – то видят все, чего я хочу – того желают остальные». Его интерес направлен на личный комфорт, и «хорошая» мама быстро становится мамой «плохой», если с ней неудобно. Поговорим, как сделать ребенка счастливым и на каком языке с ним говорить, чтобы он понимал, соглашался и выстраивал с миром надежный тип отношений.
Быть «контейнером» для эмоций
Мы, родители, очень любим позицию «старшего», который учит уму-разуму, указывает на ошибки и наказывает за них. И раз мы этим занимаемся, значит, нужно нас уважать и, конечно же, слушаться. На самом деле, никакого желания быть послушным у ребенка, конечно же, нет. А нужно ему, чтобы мы не «поучали паучат», а были «контейнером», помогая ему проживать сильные негативные чувства.
Позволять ребенку злиться, плакать, закатывать истерики и оставаться при этом нейтральной принимающей стороной – тот еще квест. Очень сложно сдержаться, чтобы в ответ не выдать подзатыльник, не пристыдить, не пригрозить. Но надо взять себя в руки и взять его за руку или обнять («Я рядом»), назвать его чувства («Ты злишься»), объяснить их причину («Ты злишься, потому что хотел эту игрушку и не получил ее»), выразить понимание («Да, понимаю, как это обидно»). И больше ничего.
На первых порах не нужно объяснять, почему игрушка оказалась не купленной. Просто назвать его чувства, связать их с ситуацией и сказать: «Я понимаю». Со временем усложняйте работу «контейнера»: «Ты злишься, а теперь давай разберемся, почему это вышло». И, наконец, прийти к передаче ответственности ребенку: «Что можно сделать, чтобы в следующий раз ты не злился, когда я не покупаю игрушку?».
Навык контейнирования чувств – это не только принимать негативные чувства ребенка спокойно, но и обучать его распознавать и контролировать импульсы. Это принять, переработать и вернуть их назад в виде опыта. Навык регуляции чувств имеет прямое отношение к «уровню счастья в крови» не только в детстве, но и на всем отрезке пути, который называется жизнь.
Главный язык общения – любовь
«Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят», – писал Конфуций. В последнее время стало модным обсуждать стратегии и тактики общения с детьми – как правильно говорить, а как категорически не надо. И за этими правилами, кажется, стал ускользать главный смысл – чтобы ребенок стал участником диалога, а не агрессивно настроенной стороной, мы должны создавать условия для общения. Стабильно любить, а не сегодня «балбес», а завтра «любимый сынок». Каждый день и без пропусков демонстрировать, что он очень ценный, важный и дорогой человек.
Поучится искусству выражения нежных чувств мы можем у наших детей. Прибегут, поцелуют: «Мамочка, я так тебя люблю!». Они не стесняются и не жадничают любовь и ласку. И лишь потом, вырастая и насмотревшись на нас, закрываются и иногда бурчат себе под нос: «Ну конечно, люблю, что за вопросы». Вопрос – у кого научились?
Ограничить контакт с гаджетами
Про гаджеты и их влияние на детей нужно знать два момента. Первое – они стимулируют дофаминовую систему («систему вознаграждения»). Это значит, что ребенок, который смотрит «мультики», играет в игру или «скроллит» социальные сети, получает порции нейромедиатора дофамина. Его вырабатывает наш мозг в процессе взаимодействия с гаджетами.
Чувствительность клеток мозга (нейронов) к дофамину со временем падает. И чтобы получить примерно такое же удовольствие, как раньше, приходится наращивать интенсивность контакта. Например, увеличивать время игры. Собственно, так и формируется зависимость от гаджетов, которая функционально ничем от любой другой зависимости не отличается. А зависимости, как мы знаем, делают людей, включая детей, несчастными и разрушают их жизнь.
Другое важное обстоятельство – гаджеты влияют на когнитивные способности. Проще говоря, делают нас не очень умными людьми. Когда ребенок смотрит в телефон (занимается потреблением информации), сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ), которая отвечает за мышление, переработку информации, социальные связи, блокируется. В норме она запускается и тренируется, когда мы не делаем ничего или просто общаемся с другими (живыми) людьми. Но если вместо отдыха или «живого» контакта мы утыкаемся в телефон, потребляя в нем быструю информацию, СПРРМ не включается, а значит – не развивается. У детей это часто приводит к СДВГ и другим расстройствам психического и физического развития.
Воспитывать хорошее настроение
Эмоции и настроение – все это как будто реакция на какую-то внешнюю силу. Получил в школе двойку – настроение портится. Съел мороженое – и жизнь заиграла яркими красками. Да, наше внутреннее во многом обусловлено внешним. С другой стороны, привычку не застревать на негативе, а наоборот, сосредотачиваться на эмоциях позитивного спектра, можно сформировать. Чем и нужно заняться с ребенком.
Грустить, страдать, горевать и бояться он замечательно умеет без нас. Поощрять нужно другое – радость, удовольствие, любознательность, интерес. Периоды безудержного детского веселья следует подкреплять, а не прерывать: «Немедленно прекрати!», «Хватит уже на голове стоять!». Привычки, в том числе привычка быть в хорошем настроении, формируются, когда действия повторяются.
Быть радостным и довольным становится частью характера, если это состояние развивать. Точно так же можно редуцировать (сократить) объемы тоски и уныния. Просто нужно расставить приоритеты, что важнее – довольный и счастливый ребенок или разбитая кружка, разорванная книжка и испорченный диван. И если важнее ребенок, то по поводу кружки и книжки можно просто сказать: «Дело житейское».
Поддерживать любознательность
В психику ребенка встроена опция – познавать этот мир. Интерес – положительная эмоция. Движимый любопытством, маленький исследователь с азартом изучает все, что вокруг. Ему нравится слушать, видеть, трогать, пробовать на вкус. Еще больше удовольствия он получает, если то, что вокруг, можно ломать и крушить. Как еще узнаешь о свойствах предметов, если не опытным путем?
Родителям не понять этот восторг от рвущихся книжных страниц, мокрых ног после лужи и рассыпанной по полу муки. Взрослые почему-то уверены, что так делать не надо. И торопятся ребенку об этом сообщить: «Не трогай!», «Не рви!», «Слезь, сломаешь!». Иногда за свое любопытство ребенок даже получает по рукам, что, конечно, категорически неприемлемо.
Ребенку интересно исследовать этот мир, и блокировать его любопытство в большинстве ситуаций не стоит. Если то, что ребенок намеревается познать, не вредит его здоровью, не угрожает жизни, а чревато лишь порчей вещей или просто выглядит странно, не нужно его останавливать. Да, иногда поддерживать страсть ребенка к познанию для взрослых накладно, но цель, когда ты родитель – не вещи в целости и сохранности сохранять, а счастливых детей воспитывать.
Зачем нужны правила и порядок
Сложно поверить, но больше всего наши дети любят порядок. Правила, ритуалы, режим создают предсказуемый мир, а он, в свою очередь, дает ощущение спокойствия. Чтобы лучше понять, как порядок влияет на психику, представьте себе магазин, в котором продукты свалены в кучу с хозяйственными товарами, ценники разбросаны по полу, кассы расставлены, как придется, а кассиров нужно ловить. Где комфортнее – в таком магазине или обычном, где все на своих местах, понятно и предсказуемо? Конечно, мы выберем нормальный магазин. И дети тоже хорошо чувствуют разницу между миром, в котором царствует хаос, и упорядоченным пространством и временем.
Хаос рождает тревогу, а порядок – спокойствие. Понятные, четкие и, главное, неизменные правила начинаются с режима дня. Подъем, прием пищи, время для игр, время для гаджетов, физкультура и прочее – базовые ритуалы должны быть по расписанию. Никакого «свободного графика», который рождает тревогу, а что будет дальше? Ребенок должен знать, что случится сегодня. Ритуалы и правила создают пространство комфорта.
Но самое главное здесь – эти правила не менять. В противном случае, если сегодня так, а завтра – эдак, порядок лишится стабилизирующей психику функции. Никакого проку от такого порядка не будет. Чем более вы последовательны в организации режима жизни ребенка, тем более уверенным будет он. А уверенный в мире и себе человек, вне зависимости от возраста, всегда на голову счастливее и успешнее тревожных людей.
Навести «уборку» в своей голове
И главное – пока мы не будем счастливыми сами, счастливым ребенка не сделаем. Да, можно делать все правильно, начитавшись книг и статей. Но дети все понимают, чувствуют и нас отражают. И если ребенок всего боится, постоянно тревожится, раздражительный, дело, скорее всего, вовсе не в нем. Тревожная мама неосознанно научила его, что мир – опасное место. Не обязательно это делать словами. Мы транслируем наши страхи и нервы с помощью тела. Напряжение проявляется в нашем голосе, движениях рук, осанке, походке. Не говоря о мимике – моторике лица, которая выдает эмоциональное состояние.
Что касается негативных эмоций, которые выливаются родителями непосредственно на ребенка – это вообще отдельный разговор. Мама, которая злится, кричит или плачет, разрушает самое главное – ту безопасность, которую она должна для детей создавать. Ощущение, что там, где должно быть «убежище», на самом деле, минное поле, мягко говоря, неприятное. Так уж получилось, что родитель для ребенка – это окно, сквозь которое он смотрит в мир. И совершенно понятно, что именно он видит, глядя в мутное, грязное, с трещинами стекло – ничего хорошего.
В связи с чем идея навести в своей голове порядок – хорошая мысль. С психологом такая «уборка» превращается в «клининг» – профессиональное дело с применением специального инвентаря. Если вам кажется, что нужно разобраться в себе или есть проблемы с ребенком, поговорите с психологом. Первая двадцатиминутная консультация для клиентов нашего сервиса – бесплатная.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также