Ребенок – не маленький взрослый. Он думает, чувствует, действует по-другому, потому что психически и физически устроен иначе. Например, в два-три года мир для него – это то, что связано с ним: «Что вижу я – то видят все, чего я хочу – того желают остальные». Его интерес направлен на личный комфорт, и «хорошая» мама быстро становится мамой «плохой», если с ней неудобно. Поговорим, как сделать ребенка счастливым и на каком языке с ним говорить, чтобы он понимал, соглашался и выстраивал с миром надежный тип отношений.
Быть «контейнером» для эмоций
Мы, родители, очень любим позицию «старшего», который учит уму-разуму, указывает на ошибки и наказывает за них. И раз мы этим занимаемся, значит, нужно нас уважать и, конечно же, слушаться. На самом деле, никакого желания быть послушным у ребенка, конечно же, нет. А нужно ему, чтобы мы не «поучали паучат», а были «контейнером», помогая ему проживать сильные негативные чувства.
Позволять ребенку злиться, плакать, закатывать истерики и оставаться при этом нейтральной принимающей стороной – тот еще квест. Очень сложно сдержаться, чтобы в ответ не выдать подзатыльник, не пристыдить, не пригрозить. Но надо взять себя в руки и взять его за руку или обнять («Я рядом»), назвать его чувства («Ты злишься»), объяснить их причину («Ты злишься, потому что хотел эту игрушку и не получил ее»), выразить понимание («Да, понимаю, как это обидно»). И больше ничего.
На первых порах не нужно объяснять, почему игрушка оказалась не купленной. Просто назвать его чувства, связать их с ситуацией и сказать: «Я понимаю». Со временем усложняйте работу «контейнера»: «Ты злишься, а теперь давай разберемся, почему это вышло». И, наконец, прийти к передаче ответственности ребенку: «Что можно сделать, чтобы в следующий раз ты не злился, когда я не покупаю игрушку?».
Навык контейнирования чувств – это не только принимать негативные чувства ребенка спокойно, но и обучать его распознавать и контролировать импульсы. Это принять, переработать и вернуть их назад в виде опыта. Навык регуляции чувств имеет прямое отношение к «уровню счастья в крови» не только в детстве, но и на всем отрезке пути, который называется жизнь.
Главный язык общения – любовь
«Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят», – писал Конфуций. В последнее время стало модным обсуждать стратегии и тактики общения с детьми – как правильно говорить, а как категорически не надо. И за этими правилами, кажется, стал ускользать главный смысл – чтобы ребенок стал участником диалога, а не агрессивно настроенной стороной, мы должны создавать условия для общения. Стабильно любить, а не сегодня «балбес», а завтра «любимый сынок». Каждый день и без пропусков демонстрировать, что он очень ценный, важный и дорогой человек.
Родительская любовь – это основа. Чем глубже эта любовь, чем честнее она выражается – тем счастливее, благополучнее будет ребенок. Мы можем проявлять эту любовь, кроме слов, мимикой, движениями тела, поступками. Нежных взглядов, улыбок, объятий много никогда не бывает. В любой ситуации наши дети должны понимать: «Меня слышат, меня замечают, мои слова имеют значение».
Поучится искусству выражения нежных чувств мы можем у наших детей. Прибегут, поцелуют: «Мамочка, я так тебя люблю!». Они не стесняются и не жадничают любовь и ласку. И лишь потом, вырастая и насмотревшись на нас, закрываются и иногда бурчат себе под нос: «Ну конечно, люблю, что за вопросы». Вопрос – у кого научились?
Ограничить контакт с гаджетами
Про гаджеты и их влияние на детей нужно знать два момента. Первое – они стимулируют дофаминовую систему («систему вознаграждения»). Это значит, что ребенок, который смотрит «мультики», играет в игру или «скроллит» социальные сети, получает порции нейромедиатора дофамина. Его вырабатывает наш мозг в процессе взаимодействия с гаджетами.
Чувствительность клеток мозга (нейронов) к дофамину со временем падает. И чтобы получить примерно такое же удовольствие, как раньше, приходится наращивать интенсивность контакта. Например, увеличивать время игры. Собственно, так и формируется зависимость от гаджетов, которая функционально ничем от любой другой зависимости не отличается. А зависимости, как мы знаем, делают людей, включая детей, несчастными и разрушают их жизнь.
Другое важное обстоятельство – гаджеты влияют на когнитивные способности. Проще говоря, делают нас не очень умными людьми. Когда ребенок смотрит в телефон (занимается потреблением информации), сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ), которая отвечает за мышление, переработку информации, социальные связи, блокируется. В норме она запускается и тренируется, когда мы не делаем ничего или просто общаемся с другими (живыми) людьми. Но если вместо отдыха или «живого» контакта мы утыкаемся в телефон, потребляя в нем быструю информацию, СПРРМ не включается, а значит – не развивается. У детей это часто приводит к СДВГ и другим расстройствам психического и физического развития.
Воспитывать хорошее настроение
Эмоции и настроение – все это как будто реакция на какую-то внешнюю силу. Получил в школе двойку – настроение портится. Съел мороженое – и жизнь заиграла яркими красками. Да, наше внутреннее во многом обусловлено внешним. С другой стороны, привычку не застревать на негативе, а наоборот, сосредотачиваться на эмоциях позитивного спектра, можно сформировать. Чем и нужно заняться с ребенком.
Грустить, страдать, горевать и бояться он замечательно умеет без нас. Поощрять нужно другое – радость, удовольствие, любознательность, интерес. Периоды безудержного детского веселья следует подкреплять, а не прерывать: «Немедленно прекрати!», «Хватит уже на голове стоять!». Привычки, в том числе привычка быть в хорошем настроении, формируются, когда действия повторяются.
Быть радостным и довольным становится частью характера, если это состояние развивать. Точно так же можно редуцировать (сократить) объемы тоски и уныния. Просто нужно расставить приоритеты, что важнее – довольный и счастливый ребенок или разбитая кружка, разорванная книжка и испорченный диван. И если важнее ребенок, то по поводу кружки и книжки можно просто сказать: «Дело житейское».
Поддерживать любознательность
В психику ребенка встроена опция – познавать этот мир. Интерес – положительная эмоция. Движимый любопытством, маленький исследователь с азартом изучает все, что вокруг. Ему нравится слушать, видеть, трогать, пробовать на вкус. Еще больше удовольствия он получает, если то, что вокруг, можно ломать и крушить. Как еще узнаешь о свойствах предметов, если не опытным путем?
Родителям не понять этот восторг от рвущихся книжных страниц, мокрых ног после лужи и рассыпанной по полу муки. Взрослые почему-то уверены, что так делать не надо. И торопятся ребенку об этом сообщить: «Не трогай!», «Не рви!», «Слезь, сломаешь!». Иногда за свое любопытство ребенок даже получает по рукам, что, конечно, категорически неприемлемо.
Ребенку интересно исследовать этот мир, и блокировать его любопытство в большинстве ситуаций не стоит. Если то, что ребенок намеревается познать, не вредит его здоровью, не угрожает жизни, а чревато лишь порчей вещей или просто выглядит странно, не нужно его останавливать. Да, иногда поддерживать страсть ребенка к познанию для взрослых накладно, но цель, когда ты родитель – не вещи в целости и сохранности сохранять, а счастливых детей воспитывать.
Зачем нужны правила и порядок
Сложно поверить, но больше всего наши дети любят порядок. Правила, ритуалы, режим создают предсказуемый мир, а он, в свою очередь, дает ощущение спокойствия. Чтобы лучше понять, как порядок влияет на психику, представьте себе магазин, в котором продукты свалены в кучу с хозяйственными товарами, ценники разбросаны по полу, кассы расставлены, как придется, а кассиров нужно ловить. Где комфортнее – в таком магазине или обычном, где все на своих местах, понятно и предсказуемо? Конечно, мы выберем нормальный магазин. И дети тоже хорошо чувствуют разницу между миром, в котором царствует хаос, и упорядоченным пространством и временем.
Хаос рождает тревогу, а порядок – спокойствие. Понятные, четкие и, главное, неизменные правила начинаются с режима дня. Подъем, прием пищи, время для игр, время для гаджетов, физкультура и прочее – базовые ритуалы должны быть по расписанию. Никакого «свободного графика», который рождает тревогу, а что будет дальше? Ребенок должен знать, что случится сегодня. Ритуалы и правила создают пространство комфорта.
Но самое главное здесь – эти правила не менять. В противном случае, если сегодня так, а завтра – эдак, порядок лишится стабилизирующей психику функции. Никакого проку от такого порядка не будет. Чем более вы последовательны в организации режима жизни ребенка, тем более уверенным будет он. А уверенный в мире и себе человек, вне зависимости от возраста, всегда на голову счастливее и успешнее тревожных людей.
Навести «уборку» в своей голове
И главное – пока мы не будем счастливыми сами, счастливым ребенка не сделаем. Да, можно делать все правильно, начитавшись книг и статей. Но дети все понимают, чувствуют и нас отражают. И если ребенок всего боится, постоянно тревожится, раздражительный, дело, скорее всего, вовсе не в нем. Тревожная мама неосознанно научила его, что мир – опасное место. Не обязательно это делать словами. Мы транслируем наши страхи и нервы с помощью тела. Напряжение проявляется в нашем голосе, движениях рук, осанке, походке. Не говоря о мимике – моторике лица, которая выдает эмоциональное состояние.
Что касается негативных эмоций, которые выливаются родителями непосредственно на ребенка – это вообще отдельный разговор. Мама, которая злится, кричит или плачет, разрушает самое главное – ту безопасность, которую она должна для детей создавать. Ощущение, что там, где должно быть «убежище», на самом деле, минное поле, мягко говоря, неприятное. Так уж получилось, что родитель для ребенка – это окно, сквозь которое он смотрит в мир. И совершенно понятно, что именно он видит, глядя в мутное, грязное, с трещинами стекло – ничего хорошего.
Ребенок, который воспитывается счастливыми родителями, обязательно будет счастливым. Он получает уникальный опыт радости, который «врастает» в его характер и становится частью системы взглядов на мир.
В связи с чем идея навести в своей голове порядок – хорошая мысль. С психологом такая «уборка» превращается в «клининг» – профессиональное дело с применением специального инвентаря. Если вам кажется, что нужно разобраться в себе или есть проблемы с ребенком, поговорите с психологом. Первая двадцатиминутная консультация для клиентов нашего сервиса – бесплатная.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
Как воспитать счастливого ребенка: 7 базовых правил
Содержание
Ребенок – не маленький взрослый. Он думает, чувствует, действует по-другому, потому что психически и физически устроен иначе. Например, в два-три года мир для него – это то, что связано с ним: «Что вижу я – то видят все, чего я хочу – того желают остальные». Его интерес направлен на личный комфорт, и «хорошая» мама быстро становится мамой «плохой», если с ней неудобно. Поговорим, как сделать ребенка счастливым и на каком языке с ним говорить, чтобы он понимал, соглашался и выстраивал с миром надежный тип отношений.
Быть «контейнером» для эмоций
Мы, родители, очень любим позицию «старшего», который учит уму-разуму, указывает на ошибки и наказывает за них. И раз мы этим занимаемся, значит, нужно нас уважать и, конечно же, слушаться. На самом деле, никакого желания быть послушным у ребенка, конечно же, нет. А нужно ему, чтобы мы не «поучали паучат», а были «контейнером», помогая ему проживать сильные негативные чувства.
Позволять ребенку злиться, плакать, закатывать истерики и оставаться при этом нейтральной принимающей стороной – тот еще квест. Очень сложно сдержаться, чтобы в ответ не выдать подзатыльник, не пристыдить, не пригрозить. Но надо взять себя в руки и взять его за руку или обнять («Я рядом»), назвать его чувства («Ты злишься»), объяснить их причину («Ты злишься, потому что хотел эту игрушку и не получил ее»), выразить понимание («Да, понимаю, как это обидно»). И больше ничего.
На первых порах не нужно объяснять, почему игрушка оказалась не купленной. Просто назвать его чувства, связать их с ситуацией и сказать: «Я понимаю». Со временем усложняйте работу «контейнера»: «Ты злишься, а теперь давай разберемся, почему это вышло». И, наконец, прийти к передаче ответственности ребенку: «Что можно сделать, чтобы в следующий раз ты не злился, когда я не покупаю игрушку?».
Навык контейнирования чувств – это не только принимать негативные чувства ребенка спокойно, но и обучать его распознавать и контролировать импульсы. Это принять, переработать и вернуть их назад в виде опыта. Навык регуляции чувств имеет прямое отношение к «уровню счастья в крови» не только в детстве, но и на всем отрезке пути, который называется жизнь.
Главный язык общения – любовь
«Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят», – писал Конфуций. В последнее время стало модным обсуждать стратегии и тактики общения с детьми – как правильно говорить, а как категорически не надо. И за этими правилами, кажется, стал ускользать главный смысл – чтобы ребенок стал участником диалога, а не агрессивно настроенной стороной, мы должны создавать условия для общения. Стабильно любить, а не сегодня «балбес», а завтра «любимый сынок». Каждый день и без пропусков демонстрировать, что он очень ценный, важный и дорогой человек.
Поучится искусству выражения нежных чувств мы можем у наших детей. Прибегут, поцелуют: «Мамочка, я так тебя люблю!». Они не стесняются и не жадничают любовь и ласку. И лишь потом, вырастая и насмотревшись на нас, закрываются и иногда бурчат себе под нос: «Ну конечно, люблю, что за вопросы». Вопрос – у кого научились?
Ограничить контакт с гаджетами
Про гаджеты и их влияние на детей нужно знать два момента. Первое – они стимулируют дофаминовую систему («систему вознаграждения»). Это значит, что ребенок, который смотрит «мультики», играет в игру или «скроллит» социальные сети, получает порции нейромедиатора дофамина. Его вырабатывает наш мозг в процессе взаимодействия с гаджетами.
Чувствительность клеток мозга (нейронов) к дофамину со временем падает. И чтобы получить примерно такое же удовольствие, как раньше, приходится наращивать интенсивность контакта. Например, увеличивать время игры. Собственно, так и формируется зависимость от гаджетов, которая функционально ничем от любой другой зависимости не отличается. А зависимости, как мы знаем, делают людей, включая детей, несчастными и разрушают их жизнь.
Другое важное обстоятельство – гаджеты влияют на когнитивные способности. Проще говоря, делают нас не очень умными людьми. Когда ребенок смотрит в телефон (занимается потреблением информации), сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ), которая отвечает за мышление, переработку информации, социальные связи, блокируется. В норме она запускается и тренируется, когда мы не делаем ничего или просто общаемся с другими (живыми) людьми. Но если вместо отдыха или «живого» контакта мы утыкаемся в телефон, потребляя в нем быструю информацию, СПРРМ не включается, а значит – не развивается. У детей это часто приводит к СДВГ и другим расстройствам психического и физического развития.
Воспитывать хорошее настроение
Эмоции и настроение – все это как будто реакция на какую-то внешнюю силу. Получил в школе двойку – настроение портится. Съел мороженое – и жизнь заиграла яркими красками. Да, наше внутреннее во многом обусловлено внешним. С другой стороны, привычку не застревать на негативе, а наоборот, сосредотачиваться на эмоциях позитивного спектра, можно сформировать. Чем и нужно заняться с ребенком.
Грустить, страдать, горевать и бояться он замечательно умеет без нас. Поощрять нужно другое – радость, удовольствие, любознательность, интерес. Периоды безудержного детского веселья следует подкреплять, а не прерывать: «Немедленно прекрати!», «Хватит уже на голове стоять!». Привычки, в том числе привычка быть в хорошем настроении, формируются, когда действия повторяются.
Быть радостным и довольным становится частью характера, если это состояние развивать. Точно так же можно редуцировать (сократить) объемы тоски и уныния. Просто нужно расставить приоритеты, что важнее – довольный и счастливый ребенок или разбитая кружка, разорванная книжка и испорченный диван. И если важнее ребенок, то по поводу кружки и книжки можно просто сказать: «Дело житейское».
Поддерживать любознательность
В психику ребенка встроена опция – познавать этот мир. Интерес – положительная эмоция. Движимый любопытством, маленький исследователь с азартом изучает все, что вокруг. Ему нравится слушать, видеть, трогать, пробовать на вкус. Еще больше удовольствия он получает, если то, что вокруг, можно ломать и крушить. Как еще узнаешь о свойствах предметов, если не опытным путем?
Родителям не понять этот восторг от рвущихся книжных страниц, мокрых ног после лужи и рассыпанной по полу муки. Взрослые почему-то уверены, что так делать не надо. И торопятся ребенку об этом сообщить: «Не трогай!», «Не рви!», «Слезь, сломаешь!». Иногда за свое любопытство ребенок даже получает по рукам, что, конечно, категорически неприемлемо.
Ребенку интересно исследовать этот мир, и блокировать его любопытство в большинстве ситуаций не стоит. Если то, что ребенок намеревается познать, не вредит его здоровью, не угрожает жизни, а чревато лишь порчей вещей или просто выглядит странно, не нужно его останавливать. Да, иногда поддерживать страсть ребенка к познанию для взрослых накладно, но цель, когда ты родитель – не вещи в целости и сохранности сохранять, а счастливых детей воспитывать.
Зачем нужны правила и порядок
Сложно поверить, но больше всего наши дети любят порядок. Правила, ритуалы, режим создают предсказуемый мир, а он, в свою очередь, дает ощущение спокойствия. Чтобы лучше понять, как порядок влияет на психику, представьте себе магазин, в котором продукты свалены в кучу с хозяйственными товарами, ценники разбросаны по полу, кассы расставлены, как придется, а кассиров нужно ловить. Где комфортнее – в таком магазине или обычном, где все на своих местах, понятно и предсказуемо? Конечно, мы выберем нормальный магазин. И дети тоже хорошо чувствуют разницу между миром, в котором царствует хаос, и упорядоченным пространством и временем.
Хаос рождает тревогу, а порядок – спокойствие. Понятные, четкие и, главное, неизменные правила начинаются с режима дня. Подъем, прием пищи, время для игр, время для гаджетов, физкультура и прочее – базовые ритуалы должны быть по расписанию. Никакого «свободного графика», который рождает тревогу, а что будет дальше? Ребенок должен знать, что случится сегодня. Ритуалы и правила создают пространство комфорта.
Но самое главное здесь – эти правила не менять. В противном случае, если сегодня так, а завтра – эдак, порядок лишится стабилизирующей психику функции. Никакого проку от такого порядка не будет. Чем более вы последовательны в организации режима жизни ребенка, тем более уверенным будет он. А уверенный в мире и себе человек, вне зависимости от возраста, всегда на голову счастливее и успешнее тревожных людей.
Навести «уборку» в своей голове
И главное – пока мы не будем счастливыми сами, счастливым ребенка не сделаем. Да, можно делать все правильно, начитавшись книг и статей. Но дети все понимают, чувствуют и нас отражают. И если ребенок всего боится, постоянно тревожится, раздражительный, дело, скорее всего, вовсе не в нем. Тревожная мама неосознанно научила его, что мир – опасное место. Не обязательно это делать словами. Мы транслируем наши страхи и нервы с помощью тела. Напряжение проявляется в нашем голосе, движениях рук, осанке, походке. Не говоря о мимике – моторике лица, которая выдает эмоциональное состояние.
Что касается негативных эмоций, которые выливаются родителями непосредственно на ребенка – это вообще отдельный разговор. Мама, которая злится, кричит или плачет, разрушает самое главное – ту безопасность, которую она должна для детей создавать. Ощущение, что там, где должно быть «убежище», на самом деле, минное поле, мягко говоря, неприятное. Так уж получилось, что родитель для ребенка – это окно, сквозь которое он смотрит в мир. И совершенно понятно, что именно он видит, глядя в мутное, грязное, с трещинами стекло – ничего хорошего.
В связи с чем идея навести в своей голове порядок – хорошая мысль. С психологом такая «уборка» превращается в «клининг» – профессиональное дело с применением специального инвентаря. Если вам кажется, что нужно разобраться в себе или есть проблемы с ребенком, поговорите с психологом. Первая двадцатиминутная консультация для клиентов нашего сервиса – бесплатная.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также