Мне близок гуманистический подход в консультировании, где клиент рассматривается как целостная личность, и его способности, потребности и стремления представляют собой некое единство, и в центре работы находится раскрытие потенциала клиента.
Данная статья - это обобщенный пересказ выдержек из семинаров доктора Клары Муччи, итальянского психоаналитика, записи которых любезно выложены в свободный доступ Московским Институтом Психоанализа, с моими дополнениями. В основе материалов лекций лежит книга доктора Муччи «За пределами индивидуальной и коллективной травмы: межпоколенческая передача, психоаналитическое лечение и динамика прощения» (Beyond Individual and Collective Trauma: Intergenerational Transmission, Psychoanalytic Treatment and the Dynamics of Forgiveness), пока не переведенная на русский язык.
В своих семинарах доктор Муччи говорит о трёх уровнях травмы.
Первый уровень. Ранняя травма отношений
Ребёнок вместо заботы и удовлетворения его потребностей получает раздражённость родителя или холодность, или неадекватное поведение (например, вместо того, чтобы взять плачущего ребёнка на руки, утешить, родитель оставляет его в комнате одного прорыдаться, потому что не выдерживает плач).
Проблема заключается в том, что ребенок интернализует поведение взрослого, т.е. присваивает себе его отношение к себе, и это становится его внутренней фигурой. Если о малыше заботятся, улыбаются ему, смотрят в глаза, закрывают его потребности в близости, в эмоциональном общении, утешают, то со временем ребёнок учится делать это сам, ведь эта уверенность во внешнем объекте привязанности со временем перерастает во внутреннюю уверенность в себе, в эмоциональную саморегуляцию. Он сам себя начинает утешать и может обходиться без постоянного присутствия родителя рядом. При надёжной привязанности ребёнок сепарируется легче, ведь у него есть внутренний образ заботливого родителя, это формируется ближе к 3 годам.
А если взрослый, который заботится о ребёнке (чаще всего, это мать), не способен дать заботу, и проявляет холодность, оставляет ребёнка одного, сам находится в затяжной депрессии, не утешает, не берет на руки, или чередует адекватное и неадекватное поведение, то у ребёнка не складывается внутреннего образа заботливого родителя, ему неоткуда учиться эмоциональной саморегуляции. Ребенок требует родителя даже тогда, когда уже, по идее, мог бы обходиться без него. У взрослых людей это проявляется как эмоциональные качели, неумение позаботиться о самом себе.
Залогом здоровой психики ребёнка, по мнению Клары Муччи, является надежная привязанность, которая на гормональном уровне начинает формироваться в последние месяцы беременности (именно тогда начинает вырабатываться окситоцин и другие гормоны), поэтому психическое состояние матери значительным образом сказывается на ребёнке. Даже если мать отказывается от ребёнка при рождении, и он попадает в благоприятную среду приемной семьи вскоре после, то, как она себя чувствовала в последние 3 месяца беременности, откладывает отпечаток на ребёнка и может иметь влияние на его развитие.
Кстати, дети раннего возраста, родители которых разводятся, находятся в группе риска получения такой травмы, если родитель, который остаётся с ребёнком или детьми один, тяжело переживает развод, находится в около/депрессивном состоянии, и с трудом заботится о себе и ребёнке.
Второй уровень. Жестокое обращение, абъюз и отождествление с агрессором
Получить такую травму можно не обязательно в детстве, но, как говорит доктор Муччи, чем раньше это происходит, тем разрушительнее влияние такого обращения. Пострадавший от абъюза, в особенности ребёнок, интернализует чувство вины агрессора и в то же время его агрессию, жестокость и ярость. Он одновременно испытывает чувство вины, и даже стыда («я плохой», «я грязный»), страдает от низкой самооценки, испытывает отвращение к себе, и начинает вымещать агрессию.
Существует мнение, что мальчики и мужчины вымещают эту агрессию вовне, на других людей, а девочки и женщины вымещают эту агрессию внутрь, на себя, причиняя себе физический вред: дело может дойти до расстройств пищевого поведения, попыток самоубийства, разрушения себя в деструктивных отношениях.
То есть мужчины фактически наказывают других за то, что им пришлось пережить, а женщины - себя, в том числе через вымещение этой агрессии на своих детях.
Самой страшной травмой Муччи называет инцест, поскольку насилие совершает один из близких взрослых/родителей, а другой родитель обычно не признаёт очевидного, и таким образом, становится соучастником этого насилия, то есть ребёнка предают оба.
Третий уровень. Тяжёлая коллективная травма и трансгенерационная (межпоколенческая) передача травмы
Массовая/коллективная травматизация - это жестокие страницы человеческой истории. Войны, геноциды, истребление и гонения на людей: это оставляет отпечаток не только на выживших, но и на последующих поколениях.
Клара Муччи приводит пример матери, сбежавшей из зоны военных действий, потерявшей своих родных, которая будет испытывать трудности с качественной заботой о своих детях, обеспечением эмоционального присутствия своим детям, поскольку она сама морально опустошена. К сожалению, существует вероятность, что как следствие у ребёнка такой матери будут нарушения привязанности, и во взрослом возрасте он будет более склонен к тому, чтобы вести себя подобным образом со своими детьми: не заботиться надлежащим образом или вымещать агрессию. Так детская травма передаётся из поколения в поколения.
Бывает, что люди застревают в детских обидах, обвиняя своих родителей в том, что они не додали, не долюбили, и сваливать свои взрослые трудности на недостаток любви от мамы. Годами они живут в детской позиции, с рукой, протянутой к маме или папе, даже если их уже нет в живых. Из этой же позиции они входят в симбиотические отношения со своим партнером или детьми, пытаясь ими закрыть чёрную дыру в сердце.
Позиция же взрослого человека - это признать, что, возможно, любви было меньше, чем хотелось, и сделать всё возможное, чтобы закрыть эту потребность, через взращивание внутреннего образа заботливого родителя по отношению к самому себе.
Кто-то пробует это сделать сам, через множество практик, но многим людям требуется помощь специалиста. В терапевтических отношениях можно взрастить эту опору, ведь, как выразился один психолог, люди, раненные в отношениях, лечатся тоже в отношениях. Поэтому если вы чувствуете, что родительство вскрывает в вас те детские травмы, которые ваша психика вытеснила, и вы сознательно даже не желая того, начинаете их отыгрывать на своих детях, обратитесь к психологу. Вы сделаете доброе дело не только себе и своим детям, но и своим внукам и правнукам.
Мне близок гуманистический подход в консультировании, где клиент рассматривается как целостная личность, и его способности, потребности и стремления представляют собой некое единство, и в центре работы находится раскрытие потенциала клиента.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
Уровни детских травм по К. Муччи
Содержание
Данная статья - это обобщенный пересказ выдержек из семинаров доктора Клары Муччи, итальянского психоаналитика, записи которых любезно выложены в свободный доступ Московским Институтом Психоанализа, с моими дополнениями. В основе материалов лекций лежит книга доктора Муччи «За пределами индивидуальной и коллективной травмы: межпоколенческая передача, психоаналитическое лечение и динамика прощения» (Beyond Individual and Collective Trauma: Intergenerational Transmission, Psychoanalytic Treatment and the Dynamics of Forgiveness), пока не переведенная на русский язык.
В своих семинарах доктор Муччи говорит о трёх уровнях травмы.
Первый уровень. Ранняя травма отношений
Ребёнок вместо заботы и удовлетворения его потребностей получает раздражённость родителя или холодность, или неадекватное поведение (например, вместо того, чтобы взять плачущего ребёнка на руки, утешить, родитель оставляет его в комнате одного прорыдаться, потому что не выдерживает плач).
Проблема заключается в том, что ребенок интернализует поведение взрослого, т.е. присваивает себе его отношение к себе, и это становится его внутренней фигурой. Если о малыше заботятся, улыбаются ему, смотрят в глаза, закрывают его потребности в близости, в эмоциональном общении, утешают, то со временем ребёнок учится делать это сам, ведь эта уверенность во внешнем объекте привязанности со временем перерастает во внутреннюю уверенность в себе, в эмоциональную саморегуляцию. Он сам себя начинает утешать и может обходиться без постоянного присутствия родителя рядом. При надёжной привязанности ребёнок сепарируется легче, ведь у него есть внутренний образ заботливого родителя, это формируется ближе к 3 годам.
А если взрослый, который заботится о ребёнке (чаще всего, это мать), не способен дать заботу, и проявляет холодность, оставляет ребёнка одного, сам находится в затяжной депрессии, не утешает, не берет на руки, или чередует адекватное и неадекватное поведение, то у ребёнка не складывается внутреннего образа заботливого родителя, ему неоткуда учиться эмоциональной саморегуляции. Ребенок требует родителя даже тогда, когда уже, по идее, мог бы обходиться без него. У взрослых людей это проявляется как эмоциональные качели, неумение позаботиться о самом себе.
Кстати, дети раннего возраста, родители которых разводятся, находятся в группе риска получения такой травмы, если родитель, который остаётся с ребёнком или детьми один, тяжело переживает развод, находится в около/депрессивном состоянии, и с трудом заботится о себе и ребёнке.
Второй уровень. Жестокое обращение, абъюз и отождествление с агрессором
Получить такую травму можно не обязательно в детстве, но, как говорит доктор Муччи, чем раньше это происходит, тем разрушительнее влияние такого обращения. Пострадавший от абъюза, в особенности ребёнок, интернализует чувство вины агрессора и в то же время его агрессию, жестокость и ярость. Он одновременно испытывает чувство вины, и даже стыда («я плохой», «я грязный»), страдает от низкой самооценки, испытывает отвращение к себе, и начинает вымещать агрессию.
Существует мнение, что мальчики и мужчины вымещают эту агрессию вовне, на других людей, а девочки и женщины вымещают эту агрессию внутрь, на себя, причиняя себе физический вред: дело может дойти до расстройств пищевого поведения, попыток самоубийства, разрушения себя в деструктивных отношениях.
Самой страшной травмой Муччи называет инцест, поскольку насилие совершает один из близких взрослых/родителей, а другой родитель обычно не признаёт очевидного, и таким образом, становится соучастником этого насилия, то есть ребёнка предают оба.
Третий уровень. Тяжёлая коллективная травма и трансгенерационная (межпоколенческая) передача травмы
Массовая/коллективная травматизация - это жестокие страницы человеческой истории. Войны, геноциды, истребление и гонения на людей: это оставляет отпечаток не только на выживших, но и на последующих поколениях.
Клара Муччи приводит пример матери, сбежавшей из зоны военных действий, потерявшей своих родных, которая будет испытывать трудности с качественной заботой о своих детях, обеспечением эмоционального присутствия своим детям, поскольку она сама морально опустошена. К сожалению, существует вероятность, что как следствие у ребёнка такой матери будут нарушения привязанности, и во взрослом возрасте он будет более склонен к тому, чтобы вести себя подобным образом со своими детьми: не заботиться надлежащим образом или вымещать агрессию. Так детская травма передаётся из поколения в поколения.
Бывает, что люди застревают в детских обидах, обвиняя своих родителей в том, что они не додали, не долюбили, и сваливать свои взрослые трудности на недостаток любви от мамы. Годами они живут в детской позиции, с рукой, протянутой к маме или папе, даже если их уже нет в живых. Из этой же позиции они входят в симбиотические отношения со своим партнером или детьми, пытаясь ими закрыть чёрную дыру в сердце.
Кто-то пробует это сделать сам, через множество практик, но многим людям требуется помощь специалиста. В терапевтических отношениях можно взрастить эту опору, ведь, как выразился один психолог, люди, раненные в отношениях, лечатся тоже в отношениях. Поэтому если вы чувствуете, что родительство вскрывает в вас те детские травмы, которые ваша психика вытеснила, и вы сознательно даже не желая того, начинаете их отыгрывать на своих детях, обратитесь к психологу. Вы сделаете доброе дело не только себе и своим детям, но и своим внукам и правнукам.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также