Работает в интегративном подходе, сочетает в своей практике разные направления. Индивидуальный бережный подход, безоценочное отношение, конфиденциальность, ориентация на ценности клиента.
Психолог — не советчик, не волшебник и не друг. Его роль — помочь клиенту разобраться в себе, опираясь на профессиональные знания и этические нормы. Но что делать, если клиент требует готовых ответов? Или если его проблема выходит за рамки компетенции? Разбираем основы психологической этики и сложные случаи.
Главные принципы профессиональной этики
Психолог руководствуется не только внутренними убеждениями, но и кодексами (например, Этическим кодексом РПО или нормами НЛП, если речь о коучинге). Вот ключевые правила:
«Не навреди»
Не давать непроверенных советов («брось мужа», «уволься с работы»)
Не диагностировать без оснований («у тебя депрессия» — если нет специализации)
Не использовать манипуляции, даже «во благо»
Конфиденциальность
Разглашать личные данные клиента запрещено. Исключения: угроза жизни (суицид, насилие) или запрос суда. Границы конфиденциальности важно обсудить на первой сессии.
Осознанное согласие
Клиент должен понимать методы работы, длительность и стоимость сессии. Если требуется, обговорите заранее, можно ли записывать сессии и кто имеет к ним доступ. Клиент должен знать эту информацию. Также, клиент имеет право отказаться от каких-либо техник и методов работы. В таких случаях, давить запрещено.
Границы
Запрет на двойные отношения (дружба, роман, бизнес)
Нельзя «спасать» — работа только в контракте
Отказ от работы, если проблема вне компетенции (например, психоз у клиента)
Сложные этические ситуации
Клиент влюбляется в психолога
Психолог сталкивается с деликатной ситуацией, когда клиент выражает чувства привязанности или любви. Важно своевременно реагировать на такие проявления чувств, соблюдая профессиональный кодекс поведения:
Не игнорировать, а проработать («как вы думаете, почему это возникло?»). Это способствует пониманию скрытых потребностей клиента
Четко обозначить границы («наши отношения — профессиональные»). Границы обеспечивают безопасность процесса терапии
Если эмоциональная вовлеченность мешает продуктивной работе, целесообразно направить клиента к коллеге-психологу
Запрос на «волшебную таблетку»
Иногда клиенты обращаются к психологу с просьбой быстро решить проблему («скажите прямо, как мне дальше жить!»), ожидая четких инструкций и простых решений. В таких случаях, психологу необходимо перефразировать запрос клиента: «давайте исследуем, чего вы хотите на самом деле». Вместо прямого совета специалисту необходимо предложить исследовать внутренние желания и потребности клиента и объяснить, что психолог не дает советов, а помогает найти свои решения.
Агрессия или манипуляции
Некоторые клиенты прибегают к манипуляциям, пытаясь вынудить психолога действовать определенным образом: «если не скажете, что делать, я покончу с собой!». В этом случае специалист не должен поддаваться на давление, но должен оценить риск и предложить экстренную помощь при наличии реальной опасности жизни и здоровью (телефон доверия, госпитализация).
Как соблюдать этику и не «выгорать»
В психологической практике существует несколько инструментов в помощь психологу:
Супервизии — обсуждение сложных случаев с более опытными коллегами
Личная терапия — позволяет не проецировать свои проблемы на клиентов
Четкий контракт — правила работы прописаны заранее, к ним всегда можно обратиться в спорных случаях
Ошибки начинающих психологов:
Спасательство — «я бесплатно помогу вам еще 5 сессий» (нарушает баланс)
Нарушение границ — обнимать клиента, звать в гости, брать в долг
Психологическая этика — это не набор запретов, а основа для честной и профессиональной деятельности. Если клиент заявляет: «вы мне не помогаете!», это скорее призыв к соблюдению профессиональных границ и поиску истинной сути его запроса, а не к их нарушению.
Работает в интегративном подходе, сочетает в своей практике разные направления. Индивидуальный бережный подход, безоценочное отношение, конфиденциальность, ориентация на ценности клиента.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
Этика в работе психолога: как не навредить и сохранить доверие
Содержание
Психолог — не советчик, не волшебник и не друг. Его роль — помочь клиенту разобраться в себе, опираясь на профессиональные знания и этические нормы. Но что делать, если клиент требует готовых ответов? Или если его проблема выходит за рамки компетенции? Разбираем основы психологической этики и сложные случаи.
Главные принципы профессиональной этики
Психолог руководствуется не только внутренними убеждениями, но и кодексами (например, Этическим кодексом РПО или нормами НЛП, если речь о коучинге). Вот ключевые правила:
«Не навреди»
Конфиденциальность
Разглашать личные данные клиента запрещено. Исключения: угроза жизни (суицид, насилие) или запрос суда. Границы конфиденциальности важно обсудить на первой сессии.
Осознанное согласие
Клиент должен понимать методы работы, длительность и стоимость сессии. Если требуется, обговорите заранее, можно ли записывать сессии и кто имеет к ним доступ. Клиент должен знать эту информацию. Также, клиент имеет право отказаться от каких-либо техник и методов работы. В таких случаях, давить запрещено.
Границы
Сложные этические ситуации
Клиент влюбляется в психолога
Психолог сталкивается с деликатной ситуацией, когда клиент выражает чувства привязанности или любви. Важно своевременно реагировать на такие проявления чувств, соблюдая профессиональный кодекс поведения:
Запрос на «волшебную таблетку»
Иногда клиенты обращаются к психологу с просьбой быстро решить проблему («скажите прямо, как мне дальше жить!»), ожидая четких инструкций и простых решений. В таких случаях, психологу необходимо перефразировать запрос клиента: «давайте исследуем, чего вы хотите на самом деле». Вместо прямого совета специалисту необходимо предложить исследовать внутренние желания и потребности клиента и объяснить, что психолог не дает советов, а помогает найти свои решения.
Агрессия или манипуляции
Некоторые клиенты прибегают к манипуляциям, пытаясь вынудить психолога действовать определенным образом: «если не скажете, что делать, я покончу с собой!». В этом случае специалист не должен поддаваться на давление, но должен оценить риск и предложить экстренную помощь при наличии реальной опасности жизни и здоровью (телефон доверия, госпитализация).
Как соблюдать этику и не «выгорать»
В психологической практике существует несколько инструментов в помощь психологу:
Ошибки начинающих психологов:
Психологическая этика — это не набор запретов, а основа для честной и профессиональной деятельности. Если клиент заявляет: «вы мне не помогаете!», это скорее призыв к соблюдению профессиональных границ и поиску истинной сути его запроса, а не к их нарушению.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также