«Я как будто застрял в капкане. Все повторяется снова и снова. Словно играю одну и ту же роль в одном и том же кино. Мне хочется выбраться из этого круга, но как это сделать, не знаю». То, по воле чего все повторяется, называют сценарием. Сценарий – это жизненный план, усвоенный или созданный в детстве. Он влияет на наши поступки и формирует события в жизни. Обсудим, почему мы наступаем на те же грабли, не доводим дела до конца и другие сценарии, которые, как утверждает психолог Эрик Берн, не просто определяют сюжет, но и ведут к финальной развязке – сценарной расплате.
Теория сценариев в транзактном анализе
Транзактный (трансактный, трансакционный) анализ (ТА) – психологическая теория и терапевтический метод, созданный Эриком Берном. Столпом теории является концепция Я-состояний – Родитель, Взрослый, Ребенок. Не менее важной частью ТА считается и теория планов жизни, то есть сценариев, которые формируются в детстве, а потом укрепляются и становятся нашей «судьбой».
Например, мальчик Саша вырос в заботливой, но гиперопекающей семье. Мама всегда была под рукой. Завязывала ботинки, когда Саша долго возился. Прерывала игру, потому что «надо покушать, сынок». И Саша хорошенько усвоил, что дела доводить до конца совершенно не обязательно. И стал Саша жить по программе «Почти» – ставил цели, двигался по направлению к ним, но не заканчивал начатое. Это сценарий «Сизиф», о котором еще расскажем.
Один из главных вопросов ребенка: «Как получить то, что хочу?». Ответ на этот вопрос приходит от взрослых, которые подсказывают поведением, мимикой или словами, что можно – взять силой, манипулировать, засунуть свое «хочу» далеко или вообще ничего не хотеть.
Итак, когда-то, общаясь с родителями и другими значимыми фигурами, мы кое-что поняли про жизнь. Например, что у нас ничего никогда не получается. Или наоборот – во всем и всегда нам сопутствует успех. «Понимание» сформировало жизненный план, который до зрелости укреплялся, а потом стал проигрываться в режиме «автомат».
Задача аналитика, практикующего ТА – помочь человеку осознать свой сценарий, а потом его изменить. Да, хорошая новость заключается в том, что каждый Саша и любая Маша могут переписать свой сценарий так, чтобы все начало получаться.
Какие сценарии мешают счастливо жить
Получается, что наши действия, включая те, что кажутся рациональными и осознанными, обусловлены нашим сценарием. Более того, мы движемся по сценарному плану к финалу, который далеко не всегда хэппи-энд. И если понимать, что мысли, чувства и поведение, в основном, имеют сценарный характер, все становится понятней и проще, но главное – появляется возможность этот план переписать. Было бы желание.
Главный герой
Все сценарии Эрик Берн разделяет на группы в соответствии с главным героем: «Победитель», «Непобедитель», «Неудачник». Победителей в детстве любили, поощряли, признавали. В зрелом возрасте они стремятся к успеху, уверены в себе, решительны и амбициозны. Неудачников подавляли, обесценивали, муштровали. Они вырастают во взрослых с низкой самооценкой, с чувством неполноценности и ожиданием поражения.
Что касается непобедителей, они не гонятся за лаврами успеха, не стремятся покорить этот мир, а трудятся для поддержания и сохранения стабильности. «Главное – не победа, а участие», «Нужно быть скромным и не высовываться», «Лучше промолчать, чем конфликтовать», – говорили родители своим маленьким «непобедителям».
С победителями все понятно – их сценарий переписывать не нужно. Остальные находят себя в одном из жизненных планов, описанных ниже, и на выбор – продолжают слушать одну и ту же пластинку или ставят другую.
«Никогда»
Как мифический герой Тантал, обреченный на вечные муки жажды и голода, когда рядом, у самых губ, висела ветвь с сочными и вкусными плодами, так обладатели этого сценария страдают от неудовлетворенных желаний, невзирая на доступные возможности. Запреты родителей создали сильное внутреннее напряжение, превратили желания в искушение. Личным примером и директивами значимые взрослые убедили, что жизнь – это борьба, а главная ценность – не блага, а усилия.
«Всегда»
Подобно Арахне, посмевшей соперничать с богиней в ткачестве и обреченной вечно ткать паутину, обладатели этого сценария закованы в кандалы одних и тех же неудач («Мне всегда не везет с мужчинами», «Вечно со мной это случается»). Сценарий вынуждает оставаться в парадигме убеждения «Я должен попадать в ту же самую неприятную ситуацию». А всего-то мама в детстве любила повторять: «Ах, горе ты мое. Ну почему опять с тобой это случилось. Все как всегда!».
«Пока не»
В этом сюжете сквозной является мысль «Я не могу быть счастливым, пока что-то не произойдет или что-то не завершится» («…пока не куплю квартиру, не выйду замуж, не заработаю много денег»). Сценарий отсылает нас к Гераклу, который был вынужден проходить тяжелые испытания, чтобы стать полубогом. Современные Гераклы тоже уверены, что счастье – это то, что случится с ними, как только цели будут достигнуты. И желательно, чтобы путь к этим целям проходил сквозь огонь, воду и медные трубы. И только тогда, «заслужив», человек получит свой главный приз.
«После»
«После хорошего случится плохое», – уверены люди, живущие в этом сценарии. За все, мол, нужно платить. Радость и удовольствие сегодня приводят к бедам и страданиям завтра. Идея неизбежной расплаты не позволяет в полную грудь переживать счастливые моменты. Страх наказания вызывает тревогу, повышает уровень стресса. Примерно те же чувства и мысли испытывал царь Дамокл, который во время изобильного пира вдруг узнал, что над его головой висит подвешенный на конском волосе меч.
«Почти»
А этот сценарий был у Сизифа, который прогневал богов и был обречен вечно катить на гору камень. Почти достигнув вершины, камень срывался вниз. Сизиф снова и снова спускался к подножию и начинал все с начала. Люди, живущие по сценарному плану «Почти», начинают и не доводят дела до конца. Они берутся, стараются, но по разным причинам не завершают процесс. И получается «Сизифов труд» – незавершенные, безрезультатные действия.
Как редактировать свой сценарий жизни
Если сценарий вам не подходит, и хочется жить по-другому, не отказывайте себе в удовольствии отредактировать эту программу. Вы ее создали, и вы же можете ее переписать. Со всеми главными и второстепенными героями.
Шаг 1. Осознать, какие именно убеждения и поведенческие шаблоны определяют вашу жизнь
Проведите «внутренний осмотр», рефлексируя и выделяя структуры, которые были сформированы жизненным опытом. «Надо заслужить», «Нельзя доверять», «Нужно контролировать», «Мир опасен», – любая из них (или любая другая) может быть лейтмотивом сценария, влияя на решения и поступки.
Шаг 2. Разобраться, какие события (опыт прошлого) помогли сценарию сформироваться и укрепиться
Определите значимые события и периоды детства, которые оказали влияние на ваше восприятие себя, других и мира в целом. Изучите, какие модели поведения и установки были переданы родителями. Обратите внимание на то, как связаны установки из предыдущего шага с этими событиями и моделями.
Шаг 3. Найти потребности, нереализованные в детстве, и удовлетворить их в настоящем
Речь идет о трех фундаментальных ощущениях – безопасность, комфорт и любовь. Дефицит этих ощущений в детском возрасте сильно влияет на характер и полюс («плюс» или «минус») сценария. Так, ребенок, которому было небезопасно (субъективно), будучи взрослым, посвятит свою жизнь защите. Если возможности позволяют, построит дом с высоким забором, наймет охрану, но так и не сможет почувствовать себя защищенным, пока не проработает страх на психологическом уровне.
Шаг 4. Разработать новые позитивные установки и стратегии реагирования на смену прежним деструктивным
Перенаправьте мышление и поведение в конструктивное русло. Составьте альтернативный список убеждений и поведенческих паттернов, которые могли бы помочь вам добиться желаемых результатов. Например, вы можете заменить установку «Я никогда не смогу достичь успеха» на убеждение «Я способен достигать своих целей и преодолевать любые препятствия».
Шаг 5. Внедрить их в повседневную жизнь и регулярно практиковать, закрепляя этот опыт в структуре психического
Ключевой этап алгоритма перепрограммирования сценария. Новые установки и стратегии должны быть неотъемлемой частью ежедневного опыта. Интегрируйте их во все сферы жизни, будь то работа, отношения, развитие или отдых. Для контроля ведите рефлексивный дневник, по вечерам фиксируя, как прошел день – где думали и вели себя автоматически («Я думаю, что это невозможно»), а где укрепляли нейронные связи нового плана жизни («Я пока не знаю решения, но обязательно его найду»).
Иногда самостоятельно справиться сложно. Мозг – непростая машина. Старые программы, во-первых, могут сильно «запасть». И быстро смахнуть их не получится. Во-вторых, эти программы не всегда получается осознать.
У психики есть такой замечательный инструмент, как защитные механизмы. Они помогают нам справиться с болью и другими проблемами и не разрушиться. Но они же «застилают глаза», то есть вводят нас в заблуждение.
В таких ситуациях нужен проводник, который поможет подсветить темные углы, обойти препятствия, открыть потайные двери и найти, в конце концов, сокровище – ресурс для роста и благополучия. Но даже в этом случае вы – единственный автор. Потому что ни родители, ни психологи не должны играть главную роль в судьбе человека.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
«Судьба человека»: сценарии, в которых мы живем
Содержание
«Я как будто застрял в капкане. Все повторяется снова и снова. Словно играю одну и ту же роль в одном и том же кино. Мне хочется выбраться из этого круга, но как это сделать, не знаю». То, по воле чего все повторяется, называют сценарием. Сценарий – это жизненный план, усвоенный или созданный в детстве. Он влияет на наши поступки и формирует события в жизни. Обсудим, почему мы наступаем на те же грабли, не доводим дела до конца и другие сценарии, которые, как утверждает психолог Эрик Берн, не просто определяют сюжет, но и ведут к финальной развязке – сценарной расплате.
Теория сценариев в транзактном анализе
Транзактный (трансактный, трансакционный) анализ (ТА) – психологическая теория и терапевтический метод, созданный Эриком Берном. Столпом теории является концепция Я-состояний – Родитель, Взрослый, Ребенок. Не менее важной частью ТА считается и теория планов жизни, то есть сценариев, которые формируются в детстве, а потом укрепляются и становятся нашей «судьбой».
Например, мальчик Саша вырос в заботливой, но гиперопекающей семье. Мама всегда была под рукой. Завязывала ботинки, когда Саша долго возился. Прерывала игру, потому что «надо покушать, сынок». И Саша хорошенько усвоил, что дела доводить до конца совершенно не обязательно. И стал Саша жить по программе «Почти» – ставил цели, двигался по направлению к ним, но не заканчивал начатое. Это сценарий «Сизиф», о котором еще расскажем.
Один из главных вопросов ребенка: «Как получить то, что хочу?». Ответ на этот вопрос приходит от взрослых, которые подсказывают поведением, мимикой или словами, что можно – взять силой, манипулировать, засунуть свое «хочу» далеко или вообще ничего не хотеть.
Итак, когда-то, общаясь с родителями и другими значимыми фигурами, мы кое-что поняли про жизнь. Например, что у нас ничего никогда не получается. Или наоборот – во всем и всегда нам сопутствует успех. «Понимание» сформировало жизненный план, который до зрелости укреплялся, а потом стал проигрываться в режиме «автомат».
Задача аналитика, практикующего ТА – помочь человеку осознать свой сценарий, а потом его изменить. Да, хорошая новость заключается в том, что каждый Саша и любая Маша могут переписать свой сценарий так, чтобы все начало получаться.
Какие сценарии мешают счастливо жить
Получается, что наши действия, включая те, что кажутся рациональными и осознанными, обусловлены нашим сценарием. Более того, мы движемся по сценарному плану к финалу, который далеко не всегда хэппи-энд. И если понимать, что мысли, чувства и поведение, в основном, имеют сценарный характер, все становится понятней и проще, но главное – появляется возможность этот план переписать. Было бы желание.
Главный герой
Все сценарии Эрик Берн разделяет на группы в соответствии с главным героем: «Победитель», «Непобедитель», «Неудачник». Победителей в детстве любили, поощряли, признавали. В зрелом возрасте они стремятся к успеху, уверены в себе, решительны и амбициозны. Неудачников подавляли, обесценивали, муштровали. Они вырастают во взрослых с низкой самооценкой, с чувством неполноценности и ожиданием поражения.
Что касается непобедителей, они не гонятся за лаврами успеха, не стремятся покорить этот мир, а трудятся для поддержания и сохранения стабильности. «Главное – не победа, а участие», «Нужно быть скромным и не высовываться», «Лучше промолчать, чем конфликтовать», – говорили родители своим маленьким «непобедителям».
«Никогда»
Как мифический герой Тантал, обреченный на вечные муки жажды и голода, когда рядом, у самых губ, висела ветвь с сочными и вкусными плодами, так обладатели этого сценария страдают от неудовлетворенных желаний, невзирая на доступные возможности. Запреты родителей создали сильное внутреннее напряжение, превратили желания в искушение. Личным примером и директивами значимые взрослые убедили, что жизнь – это борьба, а главная ценность – не блага, а усилия.
«Всегда»
Подобно Арахне, посмевшей соперничать с богиней в ткачестве и обреченной вечно ткать паутину, обладатели этого сценария закованы в кандалы одних и тех же неудач («Мне всегда не везет с мужчинами», «Вечно со мной это случается»). Сценарий вынуждает оставаться в парадигме убеждения «Я должен попадать в ту же самую неприятную ситуацию». А всего-то мама в детстве любила повторять: «Ах, горе ты мое. Ну почему опять с тобой это случилось. Все как всегда!».
«Пока не»
В этом сюжете сквозной является мысль «Я не могу быть счастливым, пока что-то не произойдет или что-то не завершится» («…пока не куплю квартиру, не выйду замуж, не заработаю много денег»). Сценарий отсылает нас к Гераклу, который был вынужден проходить тяжелые испытания, чтобы стать полубогом. Современные Гераклы тоже уверены, что счастье – это то, что случится с ними, как только цели будут достигнуты. И желательно, чтобы путь к этим целям проходил сквозь огонь, воду и медные трубы. И только тогда, «заслужив», человек получит свой главный приз.
«После»
«После хорошего случится плохое», – уверены люди, живущие в этом сценарии. За все, мол, нужно платить. Радость и удовольствие сегодня приводят к бедам и страданиям завтра. Идея неизбежной расплаты не позволяет в полную грудь переживать счастливые моменты. Страх наказания вызывает тревогу, повышает уровень стресса. Примерно те же чувства и мысли испытывал царь Дамокл, который во время изобильного пира вдруг узнал, что над его головой висит подвешенный на конском волосе меч.
«Почти»
А этот сценарий был у Сизифа, который прогневал богов и был обречен вечно катить на гору камень. Почти достигнув вершины, камень срывался вниз. Сизиф снова и снова спускался к подножию и начинал все с начала. Люди, живущие по сценарному плану «Почти», начинают и не доводят дела до конца. Они берутся, стараются, но по разным причинам не завершают процесс. И получается «Сизифов труд» – незавершенные, безрезультатные действия.
Как редактировать свой сценарий жизни
Если сценарий вам не подходит, и хочется жить по-другому, не отказывайте себе в удовольствии отредактировать эту программу. Вы ее создали, и вы же можете ее переписать. Со всеми главными и второстепенными героями.
Шаг 1. Осознать, какие именно убеждения и поведенческие шаблоны определяют вашу жизнь
Проведите «внутренний осмотр», рефлексируя и выделяя структуры, которые были сформированы жизненным опытом. «Надо заслужить», «Нельзя доверять», «Нужно контролировать», «Мир опасен», – любая из них (или любая другая) может быть лейтмотивом сценария, влияя на решения и поступки.
Шаг 2. Разобраться, какие события (опыт прошлого) помогли сценарию сформироваться и укрепиться
Определите значимые события и периоды детства, которые оказали влияние на ваше восприятие себя, других и мира в целом. Изучите, какие модели поведения и установки были переданы родителями. Обратите внимание на то, как связаны установки из предыдущего шага с этими событиями и моделями.
Шаг 3. Найти потребности, нереализованные в детстве, и удовлетворить их в настоящем
Речь идет о трех фундаментальных ощущениях – безопасность, комфорт и любовь. Дефицит этих ощущений в детском возрасте сильно влияет на характер и полюс («плюс» или «минус») сценария. Так, ребенок, которому было небезопасно (субъективно), будучи взрослым, посвятит свою жизнь защите. Если возможности позволяют, построит дом с высоким забором, наймет охрану, но так и не сможет почувствовать себя защищенным, пока не проработает страх на психологическом уровне.
Шаг 4. Разработать новые позитивные установки и стратегии реагирования на смену прежним деструктивным
Перенаправьте мышление и поведение в конструктивное русло. Составьте альтернативный список убеждений и поведенческих паттернов, которые могли бы помочь вам добиться желаемых результатов. Например, вы можете заменить установку «Я никогда не смогу достичь успеха» на убеждение «Я способен достигать своих целей и преодолевать любые препятствия».
Шаг 5. Внедрить их в повседневную жизнь и регулярно практиковать, закрепляя этот опыт в структуре психического
Ключевой этап алгоритма перепрограммирования сценария. Новые установки и стратегии должны быть неотъемлемой частью ежедневного опыта. Интегрируйте их во все сферы жизни, будь то работа, отношения, развитие или отдых. Для контроля ведите рефлексивный дневник, по вечерам фиксируя, как прошел день – где думали и вели себя автоматически («Я думаю, что это невозможно»), а где укрепляли нейронные связи нового плана жизни («Я пока не знаю решения, но обязательно его найду»).
У психики есть такой замечательный инструмент, как защитные механизмы. Они помогают нам справиться с болью и другими проблемами и не разрушиться. Но они же «застилают глаза», то есть вводят нас в заблуждение.
В таких ситуациях нужен проводник, который поможет подсветить темные углы, обойти препятствия, открыть потайные двери и найти, в конце концов, сокровище – ресурс для роста и благополучия. Но даже в этом случае вы – единственный автор. Потому что ни родители, ни психологи не должны играть главную роль в судьбе человека.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также