Французский философ Жан-Жак Руссо когда-то сказал: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Этот парадокс свободы и зависимости человек осознает еще ребенком – примерно в год. К первому дню рождения малыш начинает ходить, говорить и существенно расширяет поле возможностей. Посредники уже не нужны. Он готов исследовать этот мир самостоятельно. Ах, если бы не эти взрослые, которые – препятствие на пути. Поговорим, как пережить этот сложный период под названием кризис первого года.
Первый закон развития ребенка
Лев Семенович Выготский основательно изучил процесс развития человека и вывел четыре закона. Первый из них – цикличность. Закон говорит нам о том, что у развития – сложная темпо-ритмическая структура. Спокойные и стабильные периоды чередуются с кризисами. Медленные и постепенные изменения «переслаиваются» скачками.
Кризис – естественный этап. Ничего критического в кризисе нет.
Их не зря называют нормативными – ни маленький ребенок, ни взрослый человек (а мы переживаем возрастные кризисы до самой старости) не нуждается в этот период в специальном лечении. Кризисы проходят самостоятельно. Осложнения случаются редко. И все-таки важно их правильно проживать, чтобы поводов для обращения к психологу было меньше.
Временные рамки кризиса 1 года
Четких границ у кризисов нет. Они условные. Если брать что-то среднее, для кризиса первого года характерно заявить о себе в период с 9 месяцев до полутора лет. Отследить начало кризиса можно по симптомам – изменениям в поведении малыша.
Проглядеть их почти невозможно. Освоив слово «дай», осознав понятие «хочу», ощутив себя полноценной личностью, малыш пытается сбросить с себя «оковы» младенчества и ринуться в самостоятельную жизнь. Любые попытки ему помешать малыш воспринимает в штыки, аффективно на все это дело реагируя.
Временем кризиса первого года назовем примерный период между младенчеством и ранним детством. Длительность тоже величина относительная. У кого-то это месяц. У кого-то – до целого года. Каждый ребенок развивается в собственном темпе. Влиять на скорость не нужно и даже чревато. Можно – поддерживать, помогать и, конечно, любить.
Конфликт между «хочу» и «могу»
На ровном месте кризисы не случаются. Всегда есть повод, и он не один. Нормативные возрастные кризисы – это конфликт между «новообразованиями» и «социальной ситуацией развития». Проще говоря, к концу одного возрастного периода у ребенка (и человека вообще) появляются какие-то новые опции. Они, в свою очередь, влияют на специфику отношений ребенка (и человека вообще) с миром вокруг. И вся эта новизна порождает, понятное дело, конфликты между «хочу» и «могу».
Что касается кризиса 1 года у ребенка, конфликт развивается из-за того, что малыш к концу младенчества многое может. Владеет навыком перемещения в пространстве, осознает себя как действующее начало, понимает обращенную речь и начинает говорить.
Собственно, эти «новообразования» – ходьба, речь и представление о себе – открывают перед ребенком перспективу самостоятельной жизни.
Понимая свои возможности, он пытается удовлетворять потребности, но ничего, конечно же, без взрослого не получается. Он не знает, как и когда эти опции правильно применять, чтобы сделать и получить, что хочется. Да и взрослые «ставят палки в колеса» – относятся, как к ребенку. Тут – запрещают. Там – пресекают. Провода трогать нельзя. Бить стаканы – тоже. Игрушки ломать вроде можно, но нежелательно. И вся приобретенная самостоятельность – коту под хвост.
Симптомы и осложнения кризиса
Наши дети растут незаметно. До тех пор, пока в жизни ребенка не случается кризис. Только в этот период мы отчетливо понимаем – малыш повзрослел. Кризис первого года жизни врывается в спокойный и налаженный быт ярким аффектом. Малыш ощущает себя самостоятельной личностью, решает, что может обойтись без мамы, и начинает демонстративно это показывать и доказывать.
Ребенок закатывает истерики в ответ на попытки родителей ограничить его независимость. К замечаниям взрослых становится слишком чувствительным. Требует много внимания и начинает капризничать. Проявляет упрямство, предъявляя «хочу». Игнорирует «надо», не замечает «нельзя». Не хочет «прогибаться» под правила. На привычные ритуалы (спать, есть, одеваться, гулять) реагирует отрицательно.
В это время внутри (в психическом) развивается очень важная вещь – взгляды о том, какое место я занимаю в этом мире, как нужно и можно себя в нем вести. А меня здесь поддержат? Я могу доверять? И доверие – главное слово. В психологии есть модель, которая пробует объяснить динамику и специфику межличностных отношений. Называется «теория привязанности». Автор этой теории психолог Джон Боулби утверждает, что в раннем возрасте формируется «базовое доверие». От того, как оно сформируется, зависит поведение человека в дальнейшей (взрослой) жизни.
Кризис 1 года оказывает сильное влияние на формирование этой базы. Отсутствие поддержки и уважения, пренебрежительное отношение, суровое воспитание приводят к тому, что маленький человек вырастает в большого взрослого, который избегает близости, не доверяет другим, не уверен в себе. Осложнения при неправильном прохождении кризиса – не ситуативные, а отсроченные во времени.
Как нужно вести себя родителям
Ничего специально делать не нужно. Достаточно много любви. И может возникнуть вопрос, любить – это как? Это значит – уважать, поддерживать, принимать, обнимать. Не «завалить» любовью, запихивая в ребенка еду и оберегая от всех микробов. И не заниматься «дрессурой», выдавая ее за воспитание.
Универсальное правило «много и правильно любить» подходит для любого возраста. К нему можно добавить рекомендации, подходящие кризису первого года:
поощрять самостоятельность, действуя не вместо ребенка, а совместно с ним
организовать безопасную среду, которую малыш может исследовать без рисков
переключать его внимание, а не настаивать на своем и заставлять слушаться
быть помощником в освоении мира, объясняя, как обращаться с предметами
создавать «проблемные» ситуации для развития самостоятельности ребенка
приходить на помощь и оказывать поддержку, если малыш не справляется сам
все «надо» и «нельзя» предъявлять через спокойные объяснения и обоснования
Кризис – естественный и необходимый этап становления личности. Направив его в нужное русло с помощью безусловной любви, безопасной среды и готовности прийти на помощь, вы поможете ребенку пройти испытание с наименьшим количеством травм (физических и психических) и создадите прочный фундамент доверия, на котором он сможет построить гармоничные отношения с миром.
За помощью в преодолении кризиса можно обратиться к психологу, который оценит специфику и динамику вашей семьи и подберет индивидуально стратегию.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
Маленькими шагами в большое будущее: как преодолеть кризис 1 года
Содержание
Французский философ Жан-Жак Руссо когда-то сказал: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Этот парадокс свободы и зависимости человек осознает еще ребенком – примерно в год. К первому дню рождения малыш начинает ходить, говорить и существенно расширяет поле возможностей. Посредники уже не нужны. Он готов исследовать этот мир самостоятельно. Ах, если бы не эти взрослые, которые – препятствие на пути. Поговорим, как пережить этот сложный период под названием кризис первого года.
Первый закон развития ребенка
Лев Семенович Выготский основательно изучил процесс развития человека и вывел четыре закона. Первый из них – цикличность. Закон говорит нам о том, что у развития – сложная темпо-ритмическая структура. Спокойные и стабильные периоды чередуются с кризисами. Медленные и постепенные изменения «переслаиваются» скачками.
Их не зря называют нормативными – ни маленький ребенок, ни взрослый человек (а мы переживаем возрастные кризисы до самой старости) не нуждается в этот период в специальном лечении. Кризисы проходят самостоятельно. Осложнения случаются редко. И все-таки важно их правильно проживать, чтобы поводов для обращения к психологу было меньше.
Временные рамки кризиса 1 года
Четких границ у кризисов нет. Они условные. Если брать что-то среднее, для кризиса первого года характерно заявить о себе в период с 9 месяцев до полутора лет. Отследить начало кризиса можно по симптомам – изменениям в поведении малыша.
Проглядеть их почти невозможно. Освоив слово «дай», осознав понятие «хочу», ощутив себя полноценной личностью, малыш пытается сбросить с себя «оковы» младенчества и ринуться в самостоятельную жизнь. Любые попытки ему помешать малыш воспринимает в штыки, аффективно на все это дело реагируя.
Временем кризиса первого года назовем примерный период между младенчеством и ранним детством. Длительность тоже величина относительная. У кого-то это месяц. У кого-то – до целого года. Каждый ребенок развивается в собственном темпе. Влиять на скорость не нужно и даже чревато. Можно – поддерживать, помогать и, конечно, любить.
Конфликт между «хочу» и «могу»
На ровном месте кризисы не случаются. Всегда есть повод, и он не один. Нормативные возрастные кризисы – это конфликт между «новообразованиями» и «социальной ситуацией развития». Проще говоря, к концу одного возрастного периода у ребенка (и человека вообще) появляются какие-то новые опции. Они, в свою очередь, влияют на специфику отношений ребенка (и человека вообще) с миром вокруг. И вся эта новизна порождает, понятное дело, конфликты между «хочу» и «могу».
Что касается кризиса 1 года у ребенка, конфликт развивается из-за того, что малыш к концу младенчества многое может. Владеет навыком перемещения в пространстве, осознает себя как действующее начало, понимает обращенную речь и начинает говорить.
Понимая свои возможности, он пытается удовлетворять потребности, но ничего, конечно же, без взрослого не получается. Он не знает, как и когда эти опции правильно применять, чтобы сделать и получить, что хочется. Да и взрослые «ставят палки в колеса» – относятся, как к ребенку. Тут – запрещают. Там – пресекают. Провода трогать нельзя. Бить стаканы – тоже. Игрушки ломать вроде можно, но нежелательно. И вся приобретенная самостоятельность – коту под хвост.
Симптомы и осложнения кризиса
Наши дети растут незаметно. До тех пор, пока в жизни ребенка не случается кризис. Только в этот период мы отчетливо понимаем – малыш повзрослел. Кризис первого года жизни врывается в спокойный и налаженный быт ярким аффектом. Малыш ощущает себя самостоятельной личностью, решает, что может обойтись без мамы, и начинает демонстративно это показывать и доказывать.
Ребенок закатывает истерики в ответ на попытки родителей ограничить его независимость. К замечаниям взрослых становится слишком чувствительным. Требует много внимания и начинает капризничать. Проявляет упрямство, предъявляя «хочу». Игнорирует «надо», не замечает «нельзя». Не хочет «прогибаться» под правила. На привычные ритуалы (спать, есть, одеваться, гулять) реагирует отрицательно.
В это время внутри (в психическом) развивается очень важная вещь – взгляды о том, какое место я занимаю в этом мире, как нужно и можно себя в нем вести. А меня здесь поддержат? Я могу доверять? И доверие – главное слово. В психологии есть модель, которая пробует объяснить динамику и специфику межличностных отношений. Называется «теория привязанности». Автор этой теории психолог Джон Боулби утверждает, что в раннем возрасте формируется «базовое доверие». От того, как оно сформируется, зависит поведение человека в дальнейшей (взрослой) жизни.
Как нужно вести себя родителям
Ничего специально делать не нужно. Достаточно много любви. И может возникнуть вопрос, любить – это как? Это значит – уважать, поддерживать, принимать, обнимать. Не «завалить» любовью, запихивая в ребенка еду и оберегая от всех микробов. И не заниматься «дрессурой», выдавая ее за воспитание.
Универсальное правило «много и правильно любить» подходит для любого возраста. К нему можно добавить рекомендации, подходящие кризису первого года:
Кризис – естественный и необходимый этап становления личности. Направив его в нужное русло с помощью безусловной любви, безопасной среды и готовности прийти на помощь, вы поможете ребенку пройти испытание с наименьшим количеством травм (физических и психических) и создадите прочный фундамент доверия, на котором он сможет построить гармоничные отношения с миром.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также