Маленькими шагами в большое будущее: как преодолеть кризис 1 года
Опубликовано: 29 сентября 2023
Контент проверен специалистом
5 минут
277
Автор
Редакция сервиса Psy-Chat.ru
В редакции сервиса работают опытные психологи, обеспечивая качественный контент. Они специализируются на разных областях психологии, обогащая материалы сайта своими знаниями.
Французский философ Жан-Жак Руссо когда-то сказал: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Этот парадокс свободы и зависимости человек осознает еще ребенком – примерно в год. К первому дню рождения малыш начинает ходить, говорить и существенно расширяет поле возможностей. Посредники уже не нужны. Он готов исследовать этот мир самостоятельно. Ах, если бы не эти взрослые, которые – препятствие на пути. Поговорим, как пережить этот сложный период под названием кризис первого года.
Первый закон развития ребенка
Лев Семенович Выготский основательно изучил процесс развития человека и вывел четыре закона. Первый из них – цикличность. Закон говорит нам о том, что у развития – сложная темпо-ритмическая структура. Спокойные и стабильные периоды чередуются с кризисами. Медленные и постепенные изменения «переслаиваются» скачками.
Кризис – естественный этап. Ничего критического в кризисе нет.
Их не зря называют нормативными – ни маленький ребенок, ни взрослый человек (а мы переживаем возрастные кризисы до самой старости) не нуждается в этот период в специальном лечении. Кризисы проходят самостоятельно. Осложнения случаются редко. И все-таки важно их правильно проживать, чтобы поводов для обращения к психологу было меньше.
Временные рамки кризиса 1 года
Четких границ у кризисов нет. Они условные. Если брать что-то среднее, для кризиса первого года характерно заявить о себе в период с 9 месяцев до полутора лет. Отследить начало кризиса можно по симптомам – изменениям в поведении малыша.
Проглядеть их почти невозможно. Освоив слово «дай», осознав понятие «хочу», ощутив себя полноценной личностью, малыш пытается сбросить с себя «оковы» младенчества и ринуться в самостоятельную жизнь. Любые попытки ему помешать малыш воспринимает в штыки, аффективно на все это дело реагируя.
Временем кризиса первого года назовем примерный период между младенчеством и ранним детством. Длительность тоже величина относительная. У кого-то это месяц. У кого-то – до целого года. Каждый ребенок развивается в собственном темпе. Влиять на скорость не нужно и даже чревато. Можно – поддерживать, помогать и, конечно, любить.
Конфликт между «хочу» и «могу»
На ровном месте кризисы не случаются. Всегда есть повод, и он не один. Нормативные возрастные кризисы – это конфликт между «новообразованиями» и «социальной ситуацией развития». Проще говоря, к концу одного возрастного периода у ребенка (и человека вообще) появляются какие-то новые опции. Они, в свою очередь, влияют на специфику отношений ребенка (и человека вообще) с миром вокруг. И вся эта новизна порождает, понятное дело, конфликты между «хочу» и «могу».
Что касается кризиса 1 года у ребенка, конфликт развивается из-за того, что малыш к концу младенчества многое может. Владеет навыком перемещения в пространстве, осознает себя как действующее начало, понимает обращенную речь и начинает говорить.
Собственно, эти «новообразования» – ходьба, речь и представление о себе – открывают перед ребенком перспективу самостоятельной жизни.
Понимая свои возможности, он пытается удовлетворять потребности, но ничего, конечно же, без взрослого не получается. Он не знает, как и когда эти опции правильно применять, чтобы сделать и получить, что хочется. Да и взрослые «ставят палки в колеса» – относятся, как к ребенку. Тут – запрещают. Там – пресекают. Провода трогать нельзя. Бить стаканы – тоже. Игрушки ломать вроде можно, но нежелательно. И вся приобретенная самостоятельность – коту под хвост.
Симптомы и осложнения кризиса
Наши дети растут незаметно. До тех пор, пока в жизни ребенка не случается кризис. Только в этот период мы отчетливо понимаем – малыш повзрослел. Кризис первого года жизни врывается в спокойный и налаженный быт ярким аффектом. Малыш ощущает себя самостоятельной личностью, решает, что может обойтись без мамы, и начинает демонстративно это показывать и доказывать.
Ребенок закатывает истерики в ответ на попытки родителей ограничить его независимость. К замечаниям взрослых становится слишком чувствительным. Требует много внимания и начинает капризничать. Проявляет упрямство, предъявляя «хочу». Игнорирует «надо», не замечает «нельзя». Не хочет «прогибаться» под правила. На привычные ритуалы (спать, есть, одеваться, гулять) реагирует отрицательно.
В это время внутри (в психическом) развивается очень важная вещь – взгляды о том, какое место я занимаю в этом мире, как нужно и можно себя в нем вести. А меня здесь поддержат? Я могу доверять? И доверие – главное слово. В психологии есть модель, которая пробует объяснить динамику и специфику межличностных отношений. Называется «теория привязанности». Автор этой теории психолог Джон Боулби утверждает, что в раннем возрасте формируется «базовое доверие». От того, как оно сформируется, зависит поведение человека в дальнейшей (взрослой) жизни.
Кризис 1 года оказывает сильное влияние на формирование этой базы. Отсутствие поддержки и уважения, пренебрежительное отношение, суровое воспитание приводят к тому, что маленький человек вырастает в большого взрослого, который избегает близости, не доверяет другим, не уверен в себе. Осложнения при неправильном прохождении кризиса – не ситуативные, а отсроченные во времени.
Как нужно вести себя родителям
Ничего специально делать не нужно. Достаточно много любви. И может возникнуть вопрос, любить – это как? Это значит – уважать, поддерживать, принимать, обнимать. Не «завалить» любовью, запихивая в ребенка еду и оберегая от всех микробов. И не заниматься «дрессурой», выдавая ее за воспитание.
Универсальное правило «много и правильно любить» подходит для любого возраста. К нему можно добавить рекомендации, подходящие кризису первого года:
поощрять самостоятельность, действуя не вместо ребенка, а совместно с ним
организовать безопасную среду, которую малыш может исследовать без рисков
переключать его внимание, а не настаивать на своем и заставлять слушаться
быть помощником в освоении мира, объясняя, как обращаться с предметами
создавать «проблемные» ситуации для развития самостоятельности ребенка
приходить на помощь и оказывать поддержку, если малыш не справляется сам
все «надо» и «нельзя» предъявлять через спокойные объяснения и обоснования
Кризис – естественный и необходимый этап становления личности. Направив его в нужное русло с помощью безусловной любви, безопасной среды и готовности прийти на помощь, вы поможете ребенку пройти испытание с наименьшим количеством травм (физических и психических) и создадите прочный фундамент доверия, на котором он сможет построить гармоничные отношения с миром.
За помощью в преодолении кризиса можно обратиться к психологу, который оценит специфику и динамику вашей семьи и подберет индивидуально стратегию.
Автор
Редакция сервиса Psy-Chat.ru
В редакции сервиса работают опытные психологи, обеспечивая качественный контент. Они специализируются на разных областях психологии, обогащая материалы сайта своими знаниями.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
Маленькими шагами в большое будущее: как преодолеть кризис 1 года
Содержание
Французский философ Жан-Жак Руссо когда-то сказал: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Этот парадокс свободы и зависимости человек осознает еще ребенком – примерно в год. К первому дню рождения малыш начинает ходить, говорить и существенно расширяет поле возможностей. Посредники уже не нужны. Он готов исследовать этот мир самостоятельно. Ах, если бы не эти взрослые, которые – препятствие на пути. Поговорим, как пережить этот сложный период под названием кризис первого года.
Первый закон развития ребенка
Лев Семенович Выготский основательно изучил процесс развития человека и вывел четыре закона. Первый из них – цикличность. Закон говорит нам о том, что у развития – сложная темпо-ритмическая структура. Спокойные и стабильные периоды чередуются с кризисами. Медленные и постепенные изменения «переслаиваются» скачками.
Их не зря называют нормативными – ни маленький ребенок, ни взрослый человек (а мы переживаем возрастные кризисы до самой старости) не нуждается в этот период в специальном лечении. Кризисы проходят самостоятельно. Осложнения случаются редко. И все-таки важно их правильно проживать, чтобы поводов для обращения к психологу было меньше.
Временные рамки кризиса 1 года
Четких границ у кризисов нет. Они условные. Если брать что-то среднее, для кризиса первого года характерно заявить о себе в период с 9 месяцев до полутора лет. Отследить начало кризиса можно по симптомам – изменениям в поведении малыша.
Проглядеть их почти невозможно. Освоив слово «дай», осознав понятие «хочу», ощутив себя полноценной личностью, малыш пытается сбросить с себя «оковы» младенчества и ринуться в самостоятельную жизнь. Любые попытки ему помешать малыш воспринимает в штыки, аффективно на все это дело реагируя.
Временем кризиса первого года назовем примерный период между младенчеством и ранним детством. Длительность тоже величина относительная. У кого-то это месяц. У кого-то – до целого года. Каждый ребенок развивается в собственном темпе. Влиять на скорость не нужно и даже чревато. Можно – поддерживать, помогать и, конечно, любить.
Конфликт между «хочу» и «могу»
На ровном месте кризисы не случаются. Всегда есть повод, и он не один. Нормативные возрастные кризисы – это конфликт между «новообразованиями» и «социальной ситуацией развития». Проще говоря, к концу одного возрастного периода у ребенка (и человека вообще) появляются какие-то новые опции. Они, в свою очередь, влияют на специфику отношений ребенка (и человека вообще) с миром вокруг. И вся эта новизна порождает, понятное дело, конфликты между «хочу» и «могу».
Что касается кризиса 1 года у ребенка, конфликт развивается из-за того, что малыш к концу младенчества многое может. Владеет навыком перемещения в пространстве, осознает себя как действующее начало, понимает обращенную речь и начинает говорить.
Понимая свои возможности, он пытается удовлетворять потребности, но ничего, конечно же, без взрослого не получается. Он не знает, как и когда эти опции правильно применять, чтобы сделать и получить, что хочется. Да и взрослые «ставят палки в колеса» – относятся, как к ребенку. Тут – запрещают. Там – пресекают. Провода трогать нельзя. Бить стаканы – тоже. Игрушки ломать вроде можно, но нежелательно. И вся приобретенная самостоятельность – коту под хвост.
Симптомы и осложнения кризиса
Наши дети растут незаметно. До тех пор, пока в жизни ребенка не случается кризис. Только в этот период мы отчетливо понимаем – малыш повзрослел. Кризис первого года жизни врывается в спокойный и налаженный быт ярким аффектом. Малыш ощущает себя самостоятельной личностью, решает, что может обойтись без мамы, и начинает демонстративно это показывать и доказывать.
Ребенок закатывает истерики в ответ на попытки родителей ограничить его независимость. К замечаниям взрослых становится слишком чувствительным. Требует много внимания и начинает капризничать. Проявляет упрямство, предъявляя «хочу». Игнорирует «надо», не замечает «нельзя». Не хочет «прогибаться» под правила. На привычные ритуалы (спать, есть, одеваться, гулять) реагирует отрицательно.
В это время внутри (в психическом) развивается очень важная вещь – взгляды о том, какое место я занимаю в этом мире, как нужно и можно себя в нем вести. А меня здесь поддержат? Я могу доверять? И доверие – главное слово. В психологии есть модель, которая пробует объяснить динамику и специфику межличностных отношений. Называется «теория привязанности». Автор этой теории психолог Джон Боулби утверждает, что в раннем возрасте формируется «базовое доверие». От того, как оно сформируется, зависит поведение человека в дальнейшей (взрослой) жизни.
Как нужно вести себя родителям
Ничего специально делать не нужно. Достаточно много любви. И может возникнуть вопрос, любить – это как? Это значит – уважать, поддерживать, принимать, обнимать. Не «завалить» любовью, запихивая в ребенка еду и оберегая от всех микробов. И не заниматься «дрессурой», выдавая ее за воспитание.
Универсальное правило «много и правильно любить» подходит для любого возраста. К нему можно добавить рекомендации, подходящие кризису первого года:
Кризис – естественный и необходимый этап становления личности. Направив его в нужное русло с помощью безусловной любви, безопасной среды и готовности прийти на помощь, вы поможете ребенку пройти испытание с наименьшим количеством травм (физических и психических) и создадите прочный фундамент доверия, на котором он сможет построить гармоничные отношения с миром.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также