В редакции сервиса работают опытные психологи, обеспечивая качественный контент. Они специализируются на разных областях психологии, обогащая материалы сайта своими знаниями.
Не важно, о чем идет речь. Создание блога, запуск проекта, чтение книги – любое дело можно начать и не довести до конца. Причины бывают резонные – книга оказалась занудной, проект нерентабельным. Но когда мы имеем дело с привычкой, и начатых, но брошенных дел скопилось воз и тележка, возможно, вы живете по сценарию «Сизиф». Или устроили саботаж, потому что дела не соответствуют целям.
Зачем Сизиф катил камень в гору
Основателя психоанализа Зигмунда Фрейда знают практически все. Именно он популяризировал «бессознательное», предложил трехкомпонентную модель психики («Оно», «Я» и «Сверх-Я») и обнаружил защитные механизмы (проекция, вытеснение, сублимация и остальные).
На этой психодинамической основе его ученик Эрик Берн создал трансакционный анализ. Одним из его ключевых положений стала теория о сценариях. Если коротко, сценарий – это программа, которая формируется в нашей психике в детском возрасте, потом «оседает» в бессознательном и управляет всей нашей жизнью.
«Почти» – один из таких бессознательных жизненных планов. Другое название этой программы – «Сизиф». В древнегреческой мифологии Сизифом был царь, после смерти приговоренный богами катить камень в гору. Не достигая вершины, камень катился вниз. Сизифу приходилось раз за разом начинать и не заканчивать.
Примерно так и живет человек с психологическим сценарием «Почти». Бросает дело, лишь начав. Или на половине пути. Или в момент, когда практически done. Или даже доводит до финиша, но тут же охладевает. Не развивает, а бросает и берется за новый «камень», чтобы тащить его в гору. «Вечный студент» – это тоже «Сизиф».
Инструкция для родителей, как гарантированно воспитать «Сизифа». Как только ребенок чем-то займется, тут же его прервать. Куклы, машинки, раскраски – все подождет. Надо «покушать». И не важно, что ребенок сопротивляется. Мама лучше знает. И однажды наступит тот замечательный день, когда чадо смирится и по первому кличу будет бросать свои дела. Или покорно предоставлять заботливой маме доделать эти дела вместо него («Копуша, давай одену»). Сценарий «Сизиф» надежно усвоен!
Самосаботаж и навязанные цели
Если копать не так глубоко, тормозом на пути к завершению начатых дел часто становятся цели, ненужные человеку. «Делаю через силу», «опускаются руки», «не могу себя заставить» – делятся люди, у которых не получается жить в направлении цели.
Парадокс – цели как будто желанные, алгоритмы вроде понятные, но действовать не выходит. Словно выжата педаль тормоза, и никакая сила воли с места сдвинуться не помогает. Причины такой «блокировки» бывают самые разные. К примеру, чуждые человеку, навязанные извне, не подходящие его системе ценностей цели.
Это может быть «достойная» с точки зрения окружающих социальная роль («соответствуй нашим представлениям»). Или роль, возникшая в результате сравнения себя и других («быть не хуже»). Навязанная («внешняя») цель от личной («внутренней») отличается мотивацией.
У целей, которые нам прививает среда – мотивация «ОТ». Мы пытаемся убежать от чего-то («недостатков», «нищеты»), чтобы «соответствовать» и быть принятым. Человек не совсем понимает, зачем нужно быть в точке Б, но прекрасно себя уяснил, что А – это плохо. «И вдруг стремглав бежать пустился». Понятно, что наступит тот день, когда бензин закончится. У навязанных целей – маленький бензобак. Поэтому и «руки опускаются», и «заставить себя не могу». Потому что – не ваше.
Личная цель опирается на концепцию любви к себе и мотивацию «К». Не убежать, не избавиться от чего-то, а достигнуть, получить. Цель в этом случае отчетливо видна, радует, вдохновляет. Она наполнена энергией, которая питает человека на всем пути движения к ней. К личным целям идут без насилия. Эти цели рождаются из желаний, фантазий, свободного выбора. Отзываются в теле приятными чувствами. Соответствуют ценностям.
Короткий вопрос «Чтобы что?» может быстро расставить все по местам. Задавайте этот вопрос, пока не упретесь в самую суть. «Родные» цели упираются в ценности. Навязанные – в тупик. «Ходить в спортзал» (чтобы что?) – «Хорошо выглядеть» (чтобы что?) – «Не испытывать чувство стыда за фигуру» (чтобы что?) – тупик. Страх критики, осуждения, контакта с чувством стыдом – мотивация «ОТ».
Другое дело, когда мы ходим в спортзал (чтобы что?), имея в ценностях «Здоровье». Мы двигаемся «К» – крепкому мышечному корсету, хорошему кровообращению, натуральному дофамину. Когда наши действия направлены в сторону наших желаний, интересов и убеждений, руки не опускаются. Наоборот, мы с энтузиазмом, засучив рукава, доводим дела до конца.
Выгорание и другие «дефициты»
У самосаботажа бывают и другие причины. Нересурсное состояние, например. Это значит, что тормоз включился как защитная функция. В ситуации дефицита ресурсов (усталость, выгорание, депрессивное состояние) нормально ничего не хотеть не мочь. Если вы регулярно не досыпаете, давно не были в отпуске, постоянно находитесь в стрессе (обычный современный человек), не удивляйтесь, что даже «родные» цели больше не радуют. И все, чего хочется – завалиться в кровать и уставиться в стенку.
Нас учат учиться, работать, «пахать». Отдыхать нас не учат. «Сделать больше, сделать лучше» – этот урок мы прочно усвоили. На факультативное занятие про отдых махнули рукой. А потом вдруг «залегли», «занемогли». Потому что отдыхать, как оказалось, тоже важно.
Как доводить начатое до конца
К этому месту должно быть понятно, что нужно делать, чтобы дела доводить до конца. Если коротко – входим в ресурсное состояние, фильтруем дела через сито целей, и действуем.
Восстанавливаем ресурс
Первым делом пополняем «ресурс», чтобы знать наверняка – блокировка включается не потому, что нет сил, выдохлись и выгорели. Восстанавливаем сон – минимум 7 часов. Отводим делам свое время – не круглосуточно в режиме готовности, а, например, до шести. Выходные – 2 дня в неделю. Выходные – это выходные. Фокус на пользе – такой себе отдых.
Если время, проведенное вне работы и других важных дел, насыщено учебными курсами, развивающими книгами, спортзалом, едой в стиле ПП, и все непременно по плану, по расписанию – в ближайшее время «заляжете». Отдых – это слушать себя и следовать импульсам. Можно и книги читать, и бегать, и жевать сельдерей, но при условии «хочется». Не хочется ничего – лежите и плюйте в потолок. И удивляйтесь целительной силе безделья.
Наводим порядок в целях
Когда «ресурс» посетил наши светлые головы, беремся «пропалывать» цели. В этом месте было бы хорошо пообщаться с психологом. Например, чтобы получить доступ к бессознательному и «выудить из него сценарии («Почти», «Не живи») и то, что в психологии называется интроектами – «вставленные» кем-то желания. «Будешь врачом!» – решили родители и вбили эту идею в голову малыша. Вырос и мучается. Учится из-под палки. Работает через не хочу. Не развивается.
Мы все «нафаршированы» интроектами. Из «своего» у нас только инстинкты и рефлексы. Все остальное – вставлено извне, включая ценности. В свете чего тратить годы на поиск «себя настоящего» – мероприятие странное. Провести четкую линию между «своим» и «чужим» все равно не получится. Психолог поможет понять, что мешает «присваивать» дела и идти до конца, откуда черпать энергию для движения «без тормозов» и стоит ли направление средств, сил и энергии.
Внедряем технику SMART
Очень сложно делать «то – не знаю что». А довести до конца такое и вовсе задача невыполнимая. Техника SMART помогает сделать абстрактное точным. И сильно улучшает показатели продуктивности.
Создателем SMART является эксперт по бизнесу Джордж Доран. В 1981 году он сформулировал критерии, которым должны соответствовать наши дела и цели.
Во-первых, дело (задача, цель, процесс) должно быть конкретным (Specific), то есть давать точный ответ на вопрос «Чего я хочу достигнуть?», «Что я хочу получить?».
Результат наших действий должен быть измеримым (Measurable). В этом случае актуальным будет вопрос «Как я пойму, что цель достигнута?». Это поможет следить за прогрессом и вдохновенно продолжать.
На вдохновение сильно влияет критерий достижимости цели (Achievable). Бессмысленно приниматься за дело, которое не соответствует возможностям: «Как я могу достичь этой цели, достаточно ли ресурсов?».
Дело должно быть значимым (Relevant). Это про наши ценности, «миссию». Пригодится анализ вопросов «Почему я этого хочу?», «Что случится, если цель не будет достигнута?».
Наконец, все процессы нужно ограничить во времени (Time-bound) – назначить финальный срок. Это будет подстегивать и не позволит переключаться на другие процессы, откладывая завершение начатого на бесконечное завтра и потом.
Почему довести до конца – это важно
Отсутствие результатов, стагнация – понятно, что приятного в этом мало и «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Но есть и другой неприятный побочный эффект у привычки начать и бросить. Незавершенные дела «зависают» и создают в нашей психике напряжение. Оно, в свою очередь, забирает энергию. Мы неосознанно продолжаем думать о том, что не сделали. Тратим на это ресурс. Подробнее об этом феномене можно прочесть в работах Зейгарник.
Все, что можно и нужно сделать, закончите. Все – это все. Дочитайте книгу, досмотрите фильм, вымойте окна. Все, что «запущено» во внутреннем или внешнем плане, нужно довести до конца или – отменить и забыть. Прямо сейчас возьмите ручку, бумагу и выгрузите из головы все, что «зависло». И разберитесь со всем, наконец.
Автор
Редакция сервиса Psy-Chat.ru
В редакции сервиса работают опытные психологи, обеспечивая качественный контент. Они специализируются на разных областях психологии, обогащая материалы сайта своими знаниями.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
Начать и бросить: как доводить дела до конца
Содержание
Не важно, о чем идет речь. Создание блога, запуск проекта, чтение книги – любое дело можно начать и не довести до конца. Причины бывают резонные – книга оказалась занудной, проект нерентабельным. Но когда мы имеем дело с привычкой, и начатых, но брошенных дел скопилось воз и тележка, возможно, вы живете по сценарию «Сизиф». Или устроили саботаж, потому что дела не соответствуют целям.
Зачем Сизиф катил камень в гору
Основателя психоанализа Зигмунда Фрейда знают практически все. Именно он популяризировал «бессознательное», предложил трехкомпонентную модель психики («Оно», «Я» и «Сверх-Я») и обнаружил защитные механизмы (проекция, вытеснение, сублимация и остальные).
На этой психодинамической основе его ученик Эрик Берн создал трансакционный анализ. Одним из его ключевых положений стала теория о сценариях. Если коротко, сценарий – это программа, которая формируется в нашей психике в детском возрасте, потом «оседает» в бессознательном и управляет всей нашей жизнью.
«Почти» – один из таких бессознательных жизненных планов. Другое название этой программы – «Сизиф». В древнегреческой мифологии Сизифом был царь, после смерти приговоренный богами катить камень в гору. Не достигая вершины, камень катился вниз. Сизифу приходилось раз за разом начинать и не заканчивать.
Примерно так и живет человек с психологическим сценарием «Почти». Бросает дело, лишь начав. Или на половине пути. Или в момент, когда практически done. Или даже доводит до финиша, но тут же охладевает. Не развивает, а бросает и берется за новый «камень», чтобы тащить его в гору. «Вечный студент» – это тоже «Сизиф».
Инструкция для родителей, как гарантированно воспитать «Сизифа». Как только ребенок чем-то займется, тут же его прервать. Куклы, машинки, раскраски – все подождет. Надо «покушать». И не важно, что ребенок сопротивляется. Мама лучше знает. И однажды наступит тот замечательный день, когда чадо смирится и по первому кличу будет бросать свои дела. Или покорно предоставлять заботливой маме доделать эти дела вместо него («Копуша, давай одену»). Сценарий «Сизиф» надежно усвоен!
Самосаботаж и навязанные цели
Если копать не так глубоко, тормозом на пути к завершению начатых дел часто становятся цели, ненужные человеку. «Делаю через силу», «опускаются руки», «не могу себя заставить» – делятся люди, у которых не получается жить в направлении цели.
Это может быть «достойная» с точки зрения окружающих социальная роль («соответствуй нашим представлениям»). Или роль, возникшая в результате сравнения себя и других («быть не хуже»). Навязанная («внешняя») цель от личной («внутренней») отличается мотивацией.
У целей, которые нам прививает среда – мотивация «ОТ». Мы пытаемся убежать от чего-то («недостатков», «нищеты»), чтобы «соответствовать» и быть принятым. Человек не совсем понимает, зачем нужно быть в точке Б, но прекрасно себя уяснил, что А – это плохо. «И вдруг стремглав бежать пустился». Понятно, что наступит тот день, когда бензин закончится. У навязанных целей – маленький бензобак. Поэтому и «руки опускаются», и «заставить себя не могу». Потому что – не ваше.
Личная цель опирается на концепцию любви к себе и мотивацию «К». Не убежать, не избавиться от чего-то, а достигнуть, получить. Цель в этом случае отчетливо видна, радует, вдохновляет. Она наполнена энергией, которая питает человека на всем пути движения к ней. К личным целям идут без насилия. Эти цели рождаются из желаний, фантазий, свободного выбора. Отзываются в теле приятными чувствами. Соответствуют ценностям.
Короткий вопрос «Чтобы что?» может быстро расставить все по местам. Задавайте этот вопрос, пока не упретесь в самую суть. «Родные» цели упираются в ценности. Навязанные – в тупик. «Ходить в спортзал» (чтобы что?) – «Хорошо выглядеть» (чтобы что?) – «Не испытывать чувство стыда за фигуру» (чтобы что?) – тупик. Страх критики, осуждения, контакта с чувством стыдом – мотивация «ОТ».
Другое дело, когда мы ходим в спортзал (чтобы что?), имея в ценностях «Здоровье». Мы двигаемся «К» – крепкому мышечному корсету, хорошему кровообращению, натуральному дофамину. Когда наши действия направлены в сторону наших желаний, интересов и убеждений, руки не опускаются. Наоборот, мы с энтузиазмом, засучив рукава, доводим дела до конца.
Выгорание и другие «дефициты»
У самосаботажа бывают и другие причины. Нересурсное состояние, например. Это значит, что тормоз включился как защитная функция. В ситуации дефицита ресурсов (усталость, выгорание, депрессивное состояние) нормально ничего не хотеть не мочь. Если вы регулярно не досыпаете, давно не были в отпуске, постоянно находитесь в стрессе (обычный современный человек), не удивляйтесь, что даже «родные» цели больше не радуют. И все, чего хочется – завалиться в кровать и уставиться в стенку.
Как доводить начатое до конца
К этому месту должно быть понятно, что нужно делать, чтобы дела доводить до конца. Если коротко – входим в ресурсное состояние, фильтруем дела через сито целей, и действуем.
Восстанавливаем ресурс
Первым делом пополняем «ресурс», чтобы знать наверняка – блокировка включается не потому, что нет сил, выдохлись и выгорели. Восстанавливаем сон – минимум 7 часов. Отводим делам свое время – не круглосуточно в режиме готовности, а, например, до шести. Выходные – 2 дня в неделю. Выходные – это выходные. Фокус на пользе – такой себе отдых.
Если время, проведенное вне работы и других важных дел, насыщено учебными курсами, развивающими книгами, спортзалом, едой в стиле ПП, и все непременно по плану, по расписанию – в ближайшее время «заляжете». Отдых – это слушать себя и следовать импульсам. Можно и книги читать, и бегать, и жевать сельдерей, но при условии «хочется». Не хочется ничего – лежите и плюйте в потолок. И удивляйтесь целительной силе безделья.
Наводим порядок в целях
Когда «ресурс» посетил наши светлые головы, беремся «пропалывать» цели. В этом месте было бы хорошо пообщаться с психологом. Например, чтобы получить доступ к бессознательному и «выудить из него сценарии («Почти», «Не живи») и то, что в психологии называется интроектами – «вставленные» кем-то желания. «Будешь врачом!» – решили родители и вбили эту идею в голову малыша. Вырос и мучается. Учится из-под палки. Работает через не хочу. Не развивается.
Мы все «нафаршированы» интроектами. Из «своего» у нас только инстинкты и рефлексы. Все остальное – вставлено извне, включая ценности. В свете чего тратить годы на поиск «себя настоящего» – мероприятие странное. Провести четкую линию между «своим» и «чужим» все равно не получится. Психолог поможет понять, что мешает «присваивать» дела и идти до конца, откуда черпать энергию для движения «без тормозов» и стоит ли направление средств, сил и энергии.
Внедряем технику SMART
Очень сложно делать «то – не знаю что». А довести до конца такое и вовсе задача невыполнимая. Техника SMART помогает сделать абстрактное точным. И сильно улучшает показатели продуктивности.
Создателем SMART является эксперт по бизнесу Джордж Доран. В 1981 году он сформулировал критерии, которым должны соответствовать наши дела и цели.
Во-первых, дело (задача, цель, процесс) должно быть конкретным (Specific), то есть давать точный ответ на вопрос «Чего я хочу достигнуть?», «Что я хочу получить?».
Результат наших действий должен быть измеримым (Measurable). В этом случае актуальным будет вопрос «Как я пойму, что цель достигнута?». Это поможет следить за прогрессом и вдохновенно продолжать.
На вдохновение сильно влияет критерий достижимости цели (Achievable). Бессмысленно приниматься за дело, которое не соответствует возможностям: «Как я могу достичь этой цели, достаточно ли ресурсов?».
Дело должно быть значимым (Relevant). Это про наши ценности, «миссию». Пригодится анализ вопросов «Почему я этого хочу?», «Что случится, если цель не будет достигнута?».
Наконец, все процессы нужно ограничить во времени (Time-bound) – назначить финальный срок. Это будет подстегивать и не позволит переключаться на другие процессы, откладывая завершение начатого на бесконечное завтра и потом.
Почему довести до конца – это важно
Отсутствие результатов, стагнация – понятно, что приятного в этом мало и «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Но есть и другой неприятный побочный эффект у привычки начать и бросить. Незавершенные дела «зависают» и создают в нашей психике напряжение. Оно, в свою очередь, забирает энергию. Мы неосознанно продолжаем думать о том, что не сделали. Тратим на это ресурс. Подробнее об этом феномене можно прочесть в работах Зейгарник.
Все, что можно и нужно сделать, закончите. Все – это все. Дочитайте книгу, досмотрите фильм, вымойте окна. Все, что «запущено» во внутреннем или внешнем плане, нужно довести до конца или – отменить и забыть. Прямо сейчас возьмите ручку, бумагу и выгрузите из головы все, что «зависло». И разберитесь со всем, наконец.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также