Есть люди, которым полезно дать взрослому внутри себя отдохнуть – забыть про ответственность, надеть футболку с мишками и делать то, что хочется. Но есть и те, кто постоянно ведет себя как ребенок. Про таких говорят – инфантильные люди. Разберемся в причинах детского поведения взрослых и обсудим, как можно вырасти и «отрастить» в себе качества зрелой личности.
Что такое инфантильность простыми словами
Инфантильностью называют задержку взросления. По-научному термин звучит как «инфантилизм» («infantilism» с латинского – «детский»). Означает примерно то, чем кажется – когда взрослые люди в мыслях, эмоциях и поведении сохраняют черты, присущие детям. И речь совсем не о том, что кто-то смотрит мультфильмы и красит волосы в синий цвет. Инфантильные люди могут носить костюмы и даже ходить в музеи, не желая при этом брать на себя никакую ответственность.
Главной чертой инфантильных людей называют зависимость. Мы сейчас не про ПАВ (психоактивные вещества), а про отсутствие автономности – свойств выживания.
Инфантильный человек экономически, психологически и социально не готов к испытаниям, опасностям, да и просто сложностям нашего непредсказуемого, несправедливого и сурового мира.
Как узнать инфантильного человека
Локус контроля направлен вовне. Себя как «творца судьбы» не воспринимает. Причину успехов и неудач видит во внешних факторах.
Нарушена регуляция эмоций. В конфликтной ситуации конструктивному диалогу предпочитает аффективные вспышки (гнев, обиду).
Беспомощен в отношении проблем. Вместо того чтобы решать, выбирает избегать, отрицать или перекладывать решение на других.
Не умеет прогнозировать последствия. Не просчитывает потенциальные результаты поступков и ведет себя импульсивно.
Несамостоятелен и не уверен в себе. Рассчитывает на других, а не полагается на себя. Испытывает потребность в постоянной поддержке.
Критичен по отношению к другим. Тот случай, когда поговорка про соринку в чужом глазу соответствует ситуации полностью.
Судит поверхностно и не вникает. Не занимается глубоким анализом, подвергая предмет внимательному изучению и критике.
Не справляется с обязательствами. Опаздывает, откладывает, пропускает и срывает сроки в ситуациях «надо, обязан и должен».
Сосредоточен на своих интересах. Эгоцентрично внимателен к себе и безразличен к чувствам и потребностям окружающих.
Воспринимает мир как место угроз. Предпочитает быть там, где хорошо и безопасно. Всегда остается в зоне комфорта.
Признаки психологической зрелости
Обстоятельно о психологической зрелости выразился Абрахам Маслоу (тот самый, чью «пирамиду потребностей» знают, кажется, все). Он выделил 15 признаков «качественного человека», в ряду которых назвал: принятие себя, единство с другими, душевные отношения, готовность учиться, критичное отношение ко всему.
Всеми пятнадцатью, по мнению Маслоу, обладает примерно 1% людей. В свете чего отойдем от концепции «качества» и станем ближе к современным идеям. В психологии понятие «зрелости» рассматривают через призму способности человека к самореализации. Эту способность определяет умение эффективно общаться с людьми, видеть причину в себе, обладать адекватной самооценкой, быть ответственным, независимым и сепарированным.
Когда нужно становиться взрослым?
Американский психолог Гордон Олпорт считал, что созревание – непрерывный процесс. По мнению Олпорта, абсолютно зрелых людей не существует. Механизм развития личности психолог связывал с преодолением трудностей. Столкнулся человек с проблемой, решил ее – и стал взрослее. И все же очень хочется знать, когда вот это все (широкие и устойчивые границы «Я», теплые социальные отношения, положительное представление о себе и реалистичное восприятие мира) должно примерно созреть.
Формально мы становимся взрослыми в 18, но мозг продолжает бурный качественный рост до 30. Потом замедляется и на протяжении всей жизни продолжает генерировать новые нейронные связи, оставаясь пластичным даже в глубокой старости.
Поэтому о зрелости можно говорить в широком возрастном коридоре, и примерно так о ней выражаются все ученые.
К примеру, Эрик Эриксон выделял три периода зрелости: ранняя (20-25), средняя (25-54) и поздняя (с 65). Дэвид Бромли зрелостью называл период от 21 до 55 лет. В классификации Джеймса Биррена на зрелость отводится фаза 25-50 лет. Примерно такого же мнения – неоднозначного – придерживаются и наши современники. Это значит, что у зрелости нет жестких границ, а взросление обусловлено своеобразием жизни.
Откуда это взялось: причины инфантильности
В связи с чем возникает вопрос – что и когда на жизненном пути человека пошло не так и привело его к инфантильности? Если оставить в покое генетику (наследственность) и органику (инфекции, интоксикацию, травмы), то главной причиной незрелости личности является воспитание.
Ошибки воспитания
родители пресекали попытки самостоятельности
контролировали, опекали, баловали (и разбаловали)
привили страх сделать ошибку суровыми наказаниями
ограждали от трудностей и участия в решении проблем
не давали возможность приобретать собственный опыт
подавляли характер, потребности, чувства и волю ребенка
Механизм регрессии
А еще инфантильность бывает защитой. В психологии есть термин «регрессия». Если прогресс – это движение от простого к сложному, то регресс – наоборот.
Это феномен, когда человек в мышлении и поведении совершает «откат» к предыдущему (менее зрелому) состоянию.
Развивается регрессия как реакция на «невыносимую тяжесть бытия», когда психика не вывозит всего, что навалилось. И она выбирает удобный способ вернуться туда, где проблемы решают взрослые, а «я еще маленький». И природа не просто так создала этот защитный механизм. Регрессия – инструмент для разгрузки психики. Это полезный инструмент, но ровно до тех пор, пока регрессия не стала образом жизни.
Как избавиться от инфантильности: три шага
Если все обобщить, то генеральной позицией инфантильного человека является установка «Я слабый и сам не справлюсь». Над тремя ее компонентами – когнитивным, эмоциональным и поведенческим – нужно работать.
Работа с мыслями
Регулярно «пропалывать» ограничивающие убеждения. Если может кто-то – могут все. Не смог никто – есть шанс стать первым. Вдохновляйтесь примерами тех, кто достиг, у кого получилось. Создайте свой список целей и план по осуществлению. Ведите дневник, ежедневно фиксируя негативные мысли («не смогу») и находя им альтернативы («у меня все получится»). На отдельной странице – все то, что получилось когда-то и получается сейчас, включая мелочи вроде каждое утро делать зарядку.
Работа с чувствами
С чувством страха разбираются постепенным принятием ответственности. Начните с малого. Все сразу не надо. К новой роли нужно привыкнуть. Ведь кроме страха, где-то внутри есть еще стыд и чувство вины. И чтобы эта система безопасности вдруг не сработала и не заблокировала попытку стать взрослым, «растите» медленно, анализируя свои ошибки и извлекая уроки из них. Подумайте также о том, что быть взрослым – это про уверенность, удовлетворение и свободу. Неплохая замена страху, стыду и вине.
Работа с поведением
Не сомневаться, а делать. Сквозь страх и все остальные чувства и мысли, которые тянут назад. Список целей у вас на руках – стремитесь к их достижению. Развивайте те навыки, которыми обладают взрослые люди – коммуникацию, тайм-менеджмент, регуляцию эмоций и чувств. Самостоятельно, на тренингах или с психологом – разницы нет, но с поддержкой быстрее и глубже. Психолог поможет найти корневую причину и ее проработать, отрастить в безопасной среде самостоятельность.
Но главное преимущество терапии – это выход из сумеречной зоны автоматизмов на территорию осознанности. Это не только принятие ответственности за решения и поступки, но и приятное чувство «Я творец своей жизни». Выберите психолога в каталоге и запишитесь на первый бесплатный сеанс.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
«Большие дети»: про инфантильность и как повзрослеть
Содержание
Есть люди, которым полезно дать взрослому внутри себя отдохнуть – забыть про ответственность, надеть футболку с мишками и делать то, что хочется. Но есть и те, кто постоянно ведет себя как ребенок. Про таких говорят – инфантильные люди. Разберемся в причинах детского поведения взрослых и обсудим, как можно вырасти и «отрастить» в себе качества зрелой личности.
Что такое инфантильность простыми словами
Инфантильностью называют задержку взросления. По-научному термин звучит как «инфантилизм» («infantilism» с латинского – «детский»). Означает примерно то, чем кажется – когда взрослые люди в мыслях, эмоциях и поведении сохраняют черты, присущие детям. И речь совсем не о том, что кто-то смотрит мультфильмы и красит волосы в синий цвет. Инфантильные люди могут носить костюмы и даже ходить в музеи, не желая при этом брать на себя никакую ответственность.
Главной чертой инфантильных людей называют зависимость. Мы сейчас не про ПАВ (психоактивные вещества), а про отсутствие автономности – свойств выживания.
Как узнать инфантильного человека
Признаки психологической зрелости
Обстоятельно о психологической зрелости выразился Абрахам Маслоу (тот самый, чью «пирамиду потребностей» знают, кажется, все). Он выделил 15 признаков «качественного человека», в ряду которых назвал: принятие себя, единство с другими, душевные отношения, готовность учиться, критичное отношение ко всему.
Всеми пятнадцатью, по мнению Маслоу, обладает примерно 1% людей. В свете чего отойдем от концепции «качества» и станем ближе к современным идеям. В психологии понятие «зрелости» рассматривают через призму способности человека к самореализации. Эту способность определяет умение эффективно общаться с людьми, видеть причину в себе, обладать адекватной самооценкой, быть ответственным, независимым и сепарированным.
Когда нужно становиться взрослым?
Американский психолог Гордон Олпорт считал, что созревание – непрерывный процесс. По мнению Олпорта, абсолютно зрелых людей не существует. Механизм развития личности психолог связывал с преодолением трудностей. Столкнулся человек с проблемой, решил ее – и стал взрослее. И все же очень хочется знать, когда вот это все (широкие и устойчивые границы «Я», теплые социальные отношения, положительное представление о себе и реалистичное восприятие мира) должно примерно созреть.
Поэтому о зрелости можно говорить в широком возрастном коридоре, и примерно так о ней выражаются все ученые.
К примеру, Эрик Эриксон выделял три периода зрелости: ранняя (20-25), средняя (25-54) и поздняя (с 65). Дэвид Бромли зрелостью называл период от 21 до 55 лет. В классификации Джеймса Биррена на зрелость отводится фаза 25-50 лет. Примерно такого же мнения – неоднозначного – придерживаются и наши современники. Это значит, что у зрелости нет жестких границ, а взросление обусловлено своеобразием жизни.
Откуда это взялось: причины инфантильности
В связи с чем возникает вопрос – что и когда на жизненном пути человека пошло не так и привело его к инфантильности? Если оставить в покое генетику (наследственность) и органику (инфекции, интоксикацию, травмы), то главной причиной незрелости личности является воспитание.
Ошибки воспитания
Механизм регрессии
А еще инфантильность бывает защитой. В психологии есть термин «регрессия». Если прогресс – это движение от простого к сложному, то регресс – наоборот.
Развивается регрессия как реакция на «невыносимую тяжесть бытия», когда психика не вывозит всего, что навалилось. И она выбирает удобный способ вернуться туда, где проблемы решают взрослые, а «я еще маленький». И природа не просто так создала этот защитный механизм. Регрессия – инструмент для разгрузки психики. Это полезный инструмент, но ровно до тех пор, пока регрессия не стала образом жизни.
Как избавиться от инфантильности: три шага
Если все обобщить, то генеральной позицией инфантильного человека является установка «Я слабый и сам не справлюсь». Над тремя ее компонентами – когнитивным, эмоциональным и поведенческим – нужно работать.
Работа с мыслями
Регулярно «пропалывать» ограничивающие убеждения. Если может кто-то – могут все. Не смог никто – есть шанс стать первым. Вдохновляйтесь примерами тех, кто достиг, у кого получилось. Создайте свой список целей и план по осуществлению. Ведите дневник, ежедневно фиксируя негативные мысли («не смогу») и находя им альтернативы («у меня все получится»). На отдельной странице – все то, что получилось когда-то и получается сейчас, включая мелочи вроде каждое утро делать зарядку.
Работа с чувствами
С чувством страха разбираются постепенным принятием ответственности. Начните с малого. Все сразу не надо. К новой роли нужно привыкнуть. Ведь кроме страха, где-то внутри есть еще стыд и чувство вины. И чтобы эта система безопасности вдруг не сработала и не заблокировала попытку стать взрослым, «растите» медленно, анализируя свои ошибки и извлекая уроки из них. Подумайте также о том, что быть взрослым – это про уверенность, удовлетворение и свободу. Неплохая замена страху, стыду и вине.
Работа с поведением
Не сомневаться, а делать. Сквозь страх и все остальные чувства и мысли, которые тянут назад. Список целей у вас на руках – стремитесь к их достижению. Развивайте те навыки, которыми обладают взрослые люди – коммуникацию, тайм-менеджмент, регуляцию эмоций и чувств. Самостоятельно, на тренингах или с психологом – разницы нет, но с поддержкой быстрее и глубже. Психолог поможет найти корневую причину и ее проработать, отрастить в безопасной среде самостоятельность.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также