Высокий IQ не значит, что кто-то блещет остротой ума, и точно не является решающим фактором успеха. В решении повседневных задач большое значение имеют «мягкие навыки» (soft skills) – умение себя подать, активная жизненная позиция, коммуникабельность. И, конечно, способность управлять своими эмоциями. Понятие «эмоциональный интеллект» как раз и появилось с целью подчеркнуть несостоятельность тестов IQ определять ни наши текущие умственные способности, ни гипотетическую возможность быть успешным.
Отличник в школе – не отличник в жизни
Первым критиком тестов IQ стал профессор Университета Торонто (Канада) Кейт Станович. На протяжении 15 лет он изучал феномен, как люди с высоким интеллектуальным коэффициентом ничем подобным («высотой ума») в реальной жизни не отличались. Умный (согласно тесту) человек вполне себе мог оказаться глупцом в профессии, общении, отношениях.
Высоким IQ обладают и бедные, и богатые, и водители грузовиков, и кандидаты наук. Никакой убедительной корреляции между IQ и успехом нет.
Профессор Станович приводит в пример отличника. Демонстрируя на уроках незаурядный интеллект, во дворе он часто является «лузером», «мальчиком для битья». В условиях реальной среды он не способен быть ловким, находчивым, гибким. Не может постоять за себя, влиться в «стаю». Куда девается его смекалка, когда вместо парты – двор? Как и дневник с пятерками, высокий IQ – не пропускной билет в мир успеха. По этой причине и заговорили про EQ – способность понимать и контролировать свои и чужие эмоции.
Эмоциональный интеллект и успешность
Оказалось, что этот «мягкий навык» помогает справляться с задачами, которые ставит реальная жизнь, намного больше, чем логика и аналитика. Ведь что самое главное в коммуникации «человек-человек»? Эмоциональные связи. Разберем на примере, почему это важно (все персонажи вымышлены, а совпадения случайны).
Есть Петя, который пришел устраиваться на работу. Работа хорошая – платят много, перспективы роста. Петя – профессионал с большим опытом. Непрерывно обучается, повышает квалификацию и обладает всеми необходимыми компетенциями. Кроме одной – у Пети проблемы с эмоциональной регуляцией.
На собеседовании Петя волнуется и не может взять себя в руки. Краснеет, потеет, сбивается. И в какой-то момент профессионал с большим опытом уже не может ответить даже на самый банальный вопрос. И аппетитное место уходит другому – уверенному в себе, обаятельному кандидату Васе. И не важно, что Вася по части hard skills (профессиональных навыков) уступает. Он улыбался, произвел впечатление и установил эмоциональные связи. У Васи – высокий EQ, и место досталось Васе. А значит это одно – нужно дружить со своими и чужими эмоциями.
Комплекс упражнений для развития EQ
Есть разные подходы к определению и структуре EQ. Весьма любопытной нам кажется формулировка авторства Говарда Бука и Стивена Стайна, в которой под EQ понимают «способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным». В свете этого определения становится понятно, почему соискатель Вася обошел кандидата Петю – он не поддался стрессу, был обаятельным, интуитивно уловил, как понравится.
«Васями» не рождаются, ими становятся. EQ, если коротко, состоит из таких компонентов:
способность понимать (распознавать, осознавать) и контролировать свои эмоции
способность понимать (распознавать, учитывать) эмоции других и ими управлять
Подтянув эти стороны, научитесь выдерживать стресс, решать конфликты, быть гибким и адаптивным, лучше взаимодействовать с людьми. Начать, конечно, нужно с себя – без понимания своих эмоций чужими сложно управлять. И комплекс упражнений, предложенный ниже, опирается на эту логику.
«Что я сейчас чувствую?»
Базовыми принято считать 6 эмоций – радость, страх, гнев, удивление, отвращение, грусть. И еще несколько сотен является их подвидами. К примеру, гнев «ветвится» на ярость, ненависть, злость, возмущение и т.д. Радость – на счастье, восторг, ликование и т.д. Представьте себе, мы испытываем их – одну или несколько сразу – каждую минуту, непрерывно, каждый день. И было бы неплохо научиться отдавать себе в этом отчет – осознавать свое текущее состояние.
Упражнение «Что я сейчас чувствую?» этот навык как раз и развивает. Введите в привычку несколько раз в день задавать себе этот вопрос. А лучше – ведите дневник эмоций, фиксируя в нем переживаемые в течение дня эмоции. В конце недели или месяца подводите итоги – каких было больше всего, каких не испытали совсем. Возможно, обнаружите закономерности – например, как эмоция раздражения превращается в гнев. Или страх, нарастая, трансформируется в агрессию.
«Почему я это чувствую?»
Кроме констатации факта («мне грустно», «я раздражен»), было бы хорошо разобраться в причинах. С чем связана эта эмоция – с каким внешним событием или внутренним фактором? Обнаружив триггер эмоции, идите глубже. «Я разозлился, услышав критику». Почему? «Распаковка» эмоции напоминает игру с матрешкой. Внутри эмоции «злость» может скрываться страх, беспомощность, низкая самооценка. «Я злюсь, потому что он прав. Но мое самолюбие не позволяет признаться в этом». Или: «Я злюсь, потому что мне кажется, что критика нарушает мои границы. Мне страшно, ведь когда-то их грубо нарушили и мне было больно. Я не хочу, чтобы это снова со мной повторилось. Я защищаюсь, используя в качестве средства защиты агрессию. Мне стоит подумать о том, как укрепить свои границы, чтобы спокойно относиться к критике и не испытывать страх».
«Что я выбираю делать?»
Именно так – мы сами выбираем реакцию. Не дядя Степа из соседнего двора, а я. Чаще всего – автоматически, но кто мешает добавить осознанность? Тем более, если действия, возникшие в результате эмоции, не очень нас радуют. И снова берем бумагу и ручку. Есть эмоция – злость. Ситуация – меня критикуют. Причина злости – страх. Автоматическая реакция – нападать. Что я выбираю делать, чтобы не создавать этот конфликт?
Критику можно, например, обсудить. Не будет ли подобная дипломатия подавлением эмоции злости? Не приведет ли это к неврозу? Осознание эмоций и чувств – это принятие, а не подавление. Осознав, вы эмоцию проживаете и отпускаете. Ее интенсивность при этом становится меньше, а у вас появляется замечательная возможность корректно ее проявить.
«Я чувствую», «Потому что», «Я выбираю сделать» – тренируйтесь, и со временем станет привычкой. Почувствовать – осознать. Принять решение – сделать, не нанося ущерб ни себе, ни окружающим. Не нужно идти на поводу своих эмоций. Проживайте их, согласовав реакции с общим жизненным планом, с конкретными целями.
«Экспрессивное письмо»
Не всем эмоциям можно сказать «Ок, я тебя понимаю, принимаю и выбираю реагировать с высокой пользой для себя». Есть те, которые накрывают с головой и делают человека рабом аффекта. Метод экспрессивного письма профессора Джеймса Пеннебейкера за три дня избавит от любой сильной эмоции – гнева, отчаяния, обиды, душевной боли. Просто берем лист бумаги и ручку (документ Word) и пишем все, что чувствуем, в течение 20 минут.
Не следим за логикой, орфографией и пунктуацией. Не выбираем слова. Берем и выливаем на бумагу (документ Word) поток скачущих мыслей. Все, что идет изнутри. На следующий день снова ставим таймер на 20 минут и снова занимаемся «выгрузкой» мыслей и чувств. Практикуем 3 дня. Если кажется, что что-то еще осталось, продляем. В конце написанное – сжечь, набранное в Word – удалить. В процессе экспрессивного письма вы не только проживаете и избавляетесь от сильных эмоций, но и оставляете в прошлом того себя, который все это переживал.
«Признание значимости»
Важно принимать не только свои, но и чужие эмоции. Да, в ситуации, когда на тебя наорали, сложно оставаться нейтральным, быть принимающим и понимающим. Естественная реакция – дать сдачи или убежать. Но кроме лимбической системы, генерирующей эмоции, есть кора больших полушарий. Включаем ее и соглашаемся с тем, что неприятная ситуация случилась. И человек, который «проорался», испытывал сильные эмоции, с которыми не смог совладать.
Амортизировать ситуацию можно, признав словами через рот значимость проблемы. Сообщите собеседнику, что ситуация важная, неприятная и, конечно, провоцирует шквал эмоций. И на месте собеседника вы бы точно так же метали и рвали. Признав значимость, задайте «рамку»: давай попробуем вместе найти решение. Помогая другим справляться с эмоциями, вы защищаете себя от стресса, расширяете круг лояльно настроенных к вам людей и развиваете свой EQ, который важнее IQ.
«Вышедшие из-под контроля эмоции могут превратить умных и находчивых людей в настоящих тупиц», – написал в своей книге Дэниел Гоулман, автор бестселлера про EQ. Если не получается взять эмоции под контроль, если общение с другими людьми – череда ссор и конфликтов, обращайтесь к психологу. Терапия поможет развить чувственный опыт, распаковать все эмоции и направить эту энергию в личностный рост, гармоничные отношения и продуктивную жизнь.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
По ту сторону IQ: 5 упражнений для развития эмоционального интеллекта
Содержание
Высокий IQ не значит, что кто-то блещет остротой ума, и точно не является решающим фактором успеха. В решении повседневных задач большое значение имеют «мягкие навыки» (soft skills) – умение себя подать, активная жизненная позиция, коммуникабельность. И, конечно, способность управлять своими эмоциями. Понятие «эмоциональный интеллект» как раз и появилось с целью подчеркнуть несостоятельность тестов IQ определять ни наши текущие умственные способности, ни гипотетическую возможность быть успешным.
Отличник в школе – не отличник в жизни
Первым критиком тестов IQ стал профессор Университета Торонто (Канада) Кейт Станович. На протяжении 15 лет он изучал феномен, как люди с высоким интеллектуальным коэффициентом ничем подобным («высотой ума») в реальной жизни не отличались. Умный (согласно тесту) человек вполне себе мог оказаться глупцом в профессии, общении, отношениях.
Профессор Станович приводит в пример отличника. Демонстрируя на уроках незаурядный интеллект, во дворе он часто является «лузером», «мальчиком для битья». В условиях реальной среды он не способен быть ловким, находчивым, гибким. Не может постоять за себя, влиться в «стаю». Куда девается его смекалка, когда вместо парты – двор? Как и дневник с пятерками, высокий IQ – не пропускной билет в мир успеха. По этой причине и заговорили про EQ – способность понимать и контролировать свои и чужие эмоции.
Эмоциональный интеллект и успешность
Оказалось, что этот «мягкий навык» помогает справляться с задачами, которые ставит реальная жизнь, намного больше, чем логика и аналитика. Ведь что самое главное в коммуникации «человек-человек»? Эмоциональные связи. Разберем на примере, почему это важно (все персонажи вымышлены, а совпадения случайны).
Есть Петя, который пришел устраиваться на работу. Работа хорошая – платят много, перспективы роста. Петя – профессионал с большим опытом. Непрерывно обучается, повышает квалификацию и обладает всеми необходимыми компетенциями. Кроме одной – у Пети проблемы с эмоциональной регуляцией.
На собеседовании Петя волнуется и не может взять себя в руки. Краснеет, потеет, сбивается. И в какой-то момент профессионал с большим опытом уже не может ответить даже на самый банальный вопрос. И аппетитное место уходит другому – уверенному в себе, обаятельному кандидату Васе. И не важно, что Вася по части hard skills (профессиональных навыков) уступает. Он улыбался, произвел впечатление и установил эмоциональные связи. У Васи – высокий EQ, и место досталось Васе. А значит это одно – нужно дружить со своими и чужими эмоциями.
Комплекс упражнений для развития EQ
Есть разные подходы к определению и структуре EQ. Весьма любопытной нам кажется формулировка авторства Говарда Бука и Стивена Стайна, в которой под EQ понимают «способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным». В свете этого определения становится понятно, почему соискатель Вася обошел кандидата Петю – он не поддался стрессу, был обаятельным, интуитивно уловил, как понравится.
«Васями» не рождаются, ими становятся. EQ, если коротко, состоит из таких компонентов:
Подтянув эти стороны, научитесь выдерживать стресс, решать конфликты, быть гибким и адаптивным, лучше взаимодействовать с людьми. Начать, конечно, нужно с себя – без понимания своих эмоций чужими сложно управлять. И комплекс упражнений, предложенный ниже, опирается на эту логику.
«Что я сейчас чувствую?»
Базовыми принято считать 6 эмоций – радость, страх, гнев, удивление, отвращение, грусть. И еще несколько сотен является их подвидами. К примеру, гнев «ветвится» на ярость, ненависть, злость, возмущение и т.д. Радость – на счастье, восторг, ликование и т.д. Представьте себе, мы испытываем их – одну или несколько сразу – каждую минуту, непрерывно, каждый день. И было бы неплохо научиться отдавать себе в этом отчет – осознавать свое текущее состояние.
Упражнение «Что я сейчас чувствую?» этот навык как раз и развивает. Введите в привычку несколько раз в день задавать себе этот вопрос. А лучше – ведите дневник эмоций, фиксируя в нем переживаемые в течение дня эмоции. В конце недели или месяца подводите итоги – каких было больше всего, каких не испытали совсем. Возможно, обнаружите закономерности – например, как эмоция раздражения превращается в гнев. Или страх, нарастая, трансформируется в агрессию.
«Почему я это чувствую?»
Кроме констатации факта («мне грустно», «я раздражен»), было бы хорошо разобраться в причинах. С чем связана эта эмоция – с каким внешним событием или внутренним фактором? Обнаружив триггер эмоции, идите глубже. «Я разозлился, услышав критику». Почему? «Распаковка» эмоции напоминает игру с матрешкой. Внутри эмоции «злость» может скрываться страх, беспомощность, низкая самооценка. «Я злюсь, потому что он прав. Но мое самолюбие не позволяет признаться в этом». Или: «Я злюсь, потому что мне кажется, что критика нарушает мои границы. Мне страшно, ведь когда-то их грубо нарушили и мне было больно. Я не хочу, чтобы это снова со мной повторилось. Я защищаюсь, используя в качестве средства защиты агрессию. Мне стоит подумать о том, как укрепить свои границы, чтобы спокойно относиться к критике и не испытывать страх».
«Что я выбираю делать?»
Именно так – мы сами выбираем реакцию. Не дядя Степа из соседнего двора, а я. Чаще всего – автоматически, но кто мешает добавить осознанность? Тем более, если действия, возникшие в результате эмоции, не очень нас радуют. И снова берем бумагу и ручку. Есть эмоция – злость. Ситуация – меня критикуют. Причина злости – страх. Автоматическая реакция – нападать. Что я выбираю делать, чтобы не создавать этот конфликт?
Критику можно, например, обсудить. Не будет ли подобная дипломатия подавлением эмоции злости? Не приведет ли это к неврозу? Осознание эмоций и чувств – это принятие, а не подавление. Осознав, вы эмоцию проживаете и отпускаете. Ее интенсивность при этом становится меньше, а у вас появляется замечательная возможность корректно ее проявить.
«Я чувствую», «Потому что», «Я выбираю сделать» – тренируйтесь, и со временем станет привычкой. Почувствовать – осознать. Принять решение – сделать, не нанося ущерб ни себе, ни окружающим. Не нужно идти на поводу своих эмоций. Проживайте их, согласовав реакции с общим жизненным планом, с конкретными целями.
«Экспрессивное письмо»
Не всем эмоциям можно сказать «Ок, я тебя понимаю, принимаю и выбираю реагировать с высокой пользой для себя». Есть те, которые накрывают с головой и делают человека рабом аффекта. Метод экспрессивного письма профессора Джеймса Пеннебейкера за три дня избавит от любой сильной эмоции – гнева, отчаяния, обиды, душевной боли. Просто берем лист бумаги и ручку (документ Word) и пишем все, что чувствуем, в течение 20 минут.
Не следим за логикой, орфографией и пунктуацией. Не выбираем слова. Берем и выливаем на бумагу (документ Word) поток скачущих мыслей. Все, что идет изнутри. На следующий день снова ставим таймер на 20 минут и снова занимаемся «выгрузкой» мыслей и чувств. Практикуем 3 дня. Если кажется, что что-то еще осталось, продляем. В конце написанное – сжечь, набранное в Word – удалить. В процессе экспрессивного письма вы не только проживаете и избавляетесь от сильных эмоций, но и оставляете в прошлом того себя, который все это переживал.
«Признание значимости»
Важно принимать не только свои, но и чужие эмоции. Да, в ситуации, когда на тебя наорали, сложно оставаться нейтральным, быть принимающим и понимающим. Естественная реакция – дать сдачи или убежать. Но кроме лимбической системы, генерирующей эмоции, есть кора больших полушарий. Включаем ее и соглашаемся с тем, что неприятная ситуация случилась. И человек, который «проорался», испытывал сильные эмоции, с которыми не смог совладать.
Амортизировать ситуацию можно, признав словами через рот значимость проблемы. Сообщите собеседнику, что ситуация важная, неприятная и, конечно, провоцирует шквал эмоций. И на месте собеседника вы бы точно так же метали и рвали. Признав значимость, задайте «рамку»: давай попробуем вместе найти решение. Помогая другим справляться с эмоциями, вы защищаете себя от стресса, расширяете круг лояльно настроенных к вам людей и развиваете свой EQ, который важнее IQ.
«Вышедшие из-под контроля эмоции могут превратить умных и находчивых людей в настоящих тупиц», – написал в своей книге Дэниел Гоулман, автор бестселлера про EQ. Если не получается взять эмоции под контроль, если общение с другими людьми – череда ссор и конфликтов, обращайтесь к психологу. Терапия поможет развить чувственный опыт, распаковать все эмоции и направить эту энергию в личностный рост, гармоничные отношения и продуктивную жизнь.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также