По ту сторону IQ: 5 упражнений для развития эмоционального интеллекта
Опубликовано: 7 февраля 2024
Контент проверен специалистом
7 минут
268
Автор
Редакция сервиса Psy-Chat.ru
В редакции сервиса работают опытные психологи, обеспечивая качественный контент. Они специализируются на разных областях психологии, обогащая материалы сайта своими знаниями.
Высокий IQ не значит, что кто-то блещет остротой ума, и точно не является решающим фактором успеха. В решении повседневных задач большое значение имеют «мягкие навыки» (soft skills) – умение себя подать, активная жизненная позиция, коммуникабельность. И, конечно, способность управлять своими эмоциями. Понятие «эмоциональный интеллект» как раз и появилось с целью подчеркнуть несостоятельность тестов IQ определять ни наши текущие умственные способности, ни гипотетическую возможность быть успешным.
Отличник в школе – не отличник в жизни
Первым критиком тестов IQ стал профессор Университета Торонто (Канада) Кейт Станович. На протяжении 15 лет он изучал феномен, как люди с высоким интеллектуальным коэффициентом ничем подобным («высотой ума») в реальной жизни не отличались. Умный (согласно тесту) человек вполне себе мог оказаться глупцом в профессии, общении, отношениях.
Высоким IQ обладают и бедные, и богатые, и водители грузовиков, и кандидаты наук. Никакой убедительной корреляции между IQ и успехом нет.
Профессор Станович приводит в пример отличника. Демонстрируя на уроках незаурядный интеллект, во дворе он часто является «лузером», «мальчиком для битья». В условиях реальной среды он не способен быть ловким, находчивым, гибким. Не может постоять за себя, влиться в «стаю». Куда девается его смекалка, когда вместо парты – двор? Как и дневник с пятерками, высокий IQ – не пропускной билет в мир успеха. По этой причине и заговорили про EQ – способность понимать и контролировать свои и чужие эмоции.
Эмоциональный интеллект и успешность
Оказалось, что этот «мягкий навык» помогает справляться с задачами, которые ставит реальная жизнь, намного больше, чем логика и аналитика. Ведь что самое главное в коммуникации «человек-человек»? Эмоциональные связи. Разберем на примере, почему это важно (все персонажи вымышлены, а совпадения случайны).
Есть Петя, который пришел устраиваться на работу. Работа хорошая – платят много, перспективы роста. Петя – профессионал с большим опытом. Непрерывно обучается, повышает квалификацию и обладает всеми необходимыми компетенциями. Кроме одной – у Пети проблемы с эмоциональной регуляцией.
На собеседовании Петя волнуется и не может взять себя в руки. Краснеет, потеет, сбивается. И в какой-то момент профессионал с большим опытом уже не может ответить даже на самый банальный вопрос. И аппетитное место уходит другому – уверенному в себе, обаятельному кандидату Васе. И не важно, что Вася по части hard skills (профессиональных навыков) уступает. Он улыбался, произвел впечатление и установил эмоциональные связи. У Васи – высокий EQ, и место досталось Васе. А значит это одно – нужно дружить со своими и чужими эмоциями.
Комплекс упражнений для развития EQ
Есть разные подходы к определению и структуре EQ. Весьма любопытной нам кажется формулировка авторства Говарда Бука и Стивена Стайна, в которой под EQ понимают «способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным». В свете этого определения становится понятно, почему соискатель Вася обошел кандидата Петю – он не поддался стрессу, был обаятельным, интуитивно уловил, как понравится.
«Васями» не рождаются, ими становятся. EQ, если коротко, состоит из таких компонентов:
способность понимать (распознавать, осознавать) и контролировать свои эмоции
способность понимать (распознавать, учитывать) эмоции других и ими управлять
Подтянув эти стороны, научитесь выдерживать стресс, решать конфликты, быть гибким и адаптивным, лучше взаимодействовать с людьми. Начать, конечно, нужно с себя – без понимания своих эмоций чужими сложно управлять. И комплекс упражнений, предложенный ниже, опирается на эту логику.
«Что я сейчас чувствую?»
Базовыми принято считать 6 эмоций – радость, страх, гнев, удивление, отвращение, грусть. И еще несколько сотен является их подвидами. К примеру, гнев «ветвится» на ярость, ненависть, злость, возмущение и т.д. Радость – на счастье, восторг, ликование и т.д. Представьте себе, мы испытываем их – одну или несколько сразу – каждую минуту, непрерывно, каждый день. И было бы неплохо научиться отдавать себе в этом отчет – осознавать свое текущее состояние.
Упражнение «Что я сейчас чувствую?» этот навык как раз и развивает. Введите в привычку несколько раз в день задавать себе этот вопрос. А лучше – ведите дневник эмоций, фиксируя в нем переживаемые в течение дня эмоции. В конце недели или месяца подводите итоги – каких было больше всего, каких не испытали совсем. Возможно, обнаружите закономерности – например, как эмоция раздражения превращается в гнев. Или страх, нарастая, трансформируется в агрессию.
«Почему я это чувствую?»
Кроме констатации факта («мне грустно», «я раздражен»), было бы хорошо разобраться в причинах. С чем связана эта эмоция – с каким внешним событием или внутренним фактором? Обнаружив триггер эмоции, идите глубже. «Я разозлился, услышав критику». Почему? «Распаковка» эмоции напоминает игру с матрешкой. Внутри эмоции «злость» может скрываться страх, беспомощность, низкая самооценка. «Я злюсь, потому что он прав. Но мое самолюбие не позволяет признаться в этом». Или: «Я злюсь, потому что мне кажется, что критика нарушает мои границы. Мне страшно, ведь когда-то их грубо нарушили и мне было больно. Я не хочу, чтобы это снова со мной повторилось. Я защищаюсь, используя в качестве средства защиты агрессию. Мне стоит подумать о том, как укрепить свои границы, чтобы спокойно относиться к критике и не испытывать страх».
«Что я выбираю делать?»
Именно так – мы сами выбираем реакцию. Не дядя Степа из соседнего двора, а я. Чаще всего – автоматически, но кто мешает добавить осознанность? Тем более, если действия, возникшие в результате эмоции, не очень нас радуют. И снова берем бумагу и ручку. Есть эмоция – злость. Ситуация – меня критикуют. Причина злости – страх. Автоматическая реакция – нападать. Что я выбираю делать, чтобы не создавать этот конфликт?
Критику можно, например, обсудить. Не будет ли подобная дипломатия подавлением эмоции злости? Не приведет ли это к неврозу? Осознание эмоций и чувств – это принятие, а не подавление. Осознав, вы эмоцию проживаете и отпускаете. Ее интенсивность при этом становится меньше, а у вас появляется замечательная возможность корректно ее проявить.
«Я чувствую», «Потому что», «Я выбираю сделать» – тренируйтесь, и со временем станет привычкой. Почувствовать – осознать. Принять решение – сделать, не нанося ущерб ни себе, ни окружающим. Не нужно идти на поводу своих эмоций. Проживайте их, согласовав реакции с общим жизненным планом, с конкретными целями.
«Экспрессивное письмо»
Не всем эмоциям можно сказать «Ок, я тебя понимаю, принимаю и выбираю реагировать с высокой пользой для себя». Есть те, которые накрывают с головой и делают человека рабом аффекта. Метод экспрессивного письма профессора Джеймса Пеннебейкера за три дня избавит от любой сильной эмоции – гнева, отчаяния, обиды, душевной боли. Просто берем лист бумаги и ручку (документ Word) и пишем все, что чувствуем, в течение 20 минут.
Не следим за логикой, орфографией и пунктуацией. Не выбираем слова. Берем и выливаем на бумагу (документ Word) поток скачущих мыслей. Все, что идет изнутри. На следующий день снова ставим таймер на 20 минут и снова занимаемся «выгрузкой» мыслей и чувств. Практикуем 3 дня. Если кажется, что что-то еще осталось, продляем. В конце написанное – сжечь, набранное в Word – удалить. В процессе экспрессивного письма вы не только проживаете и избавляетесь от сильных эмоций, но и оставляете в прошлом того себя, который все это переживал.
«Признание значимости»
Важно принимать не только свои, но и чужие эмоции. Да, в ситуации, когда на тебя наорали, сложно оставаться нейтральным, быть принимающим и понимающим. Естественная реакция – дать сдачи или убежать. Но кроме лимбической системы, генерирующей эмоции, есть кора больших полушарий. Включаем ее и соглашаемся с тем, что неприятная ситуация случилась. И человек, который «проорался», испытывал сильные эмоции, с которыми не смог совладать.
Амортизировать ситуацию можно, признав словами через рот значимость проблемы. Сообщите собеседнику, что ситуация важная, неприятная и, конечно, провоцирует шквал эмоций. И на месте собеседника вы бы точно так же метали и рвали. Признав значимость, задайте «рамку»: давай попробуем вместе найти решение. Помогая другим справляться с эмоциями, вы защищаете себя от стресса, расширяете круг лояльно настроенных к вам людей и развиваете свой EQ, который важнее IQ.
«Вышедшие из-под контроля эмоции могут превратить умных и находчивых людей в настоящих тупиц», – написал в своей книге Дэниел Гоулман, автор бестселлера про EQ. Если не получается взять эмоции под контроль, если общение с другими людьми – череда ссор и конфликтов, обращайтесь к психологу. Терапия поможет развить чувственный опыт, распаковать все эмоции и направить эту энергию в личностный рост, гармоничные отношения и продуктивную жизнь.
Автор
Редакция сервиса Psy-Chat.ru
В редакции сервиса работают опытные психологи, обеспечивая качественный контент. Они специализируются на разных областях психологии, обогащая материалы сайта своими знаниями.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
По ту сторону IQ: 5 упражнений для развития эмоционального интеллекта
Содержание
Высокий IQ не значит, что кто-то блещет остротой ума, и точно не является решающим фактором успеха. В решении повседневных задач большое значение имеют «мягкие навыки» (soft skills) – умение себя подать, активная жизненная позиция, коммуникабельность. И, конечно, способность управлять своими эмоциями. Понятие «эмоциональный интеллект» как раз и появилось с целью подчеркнуть несостоятельность тестов IQ определять ни наши текущие умственные способности, ни гипотетическую возможность быть успешным.
Отличник в школе – не отличник в жизни
Первым критиком тестов IQ стал профессор Университета Торонто (Канада) Кейт Станович. На протяжении 15 лет он изучал феномен, как люди с высоким интеллектуальным коэффициентом ничем подобным («высотой ума») в реальной жизни не отличались. Умный (согласно тесту) человек вполне себе мог оказаться глупцом в профессии, общении, отношениях.
Профессор Станович приводит в пример отличника. Демонстрируя на уроках незаурядный интеллект, во дворе он часто является «лузером», «мальчиком для битья». В условиях реальной среды он не способен быть ловким, находчивым, гибким. Не может постоять за себя, влиться в «стаю». Куда девается его смекалка, когда вместо парты – двор? Как и дневник с пятерками, высокий IQ – не пропускной билет в мир успеха. По этой причине и заговорили про EQ – способность понимать и контролировать свои и чужие эмоции.
Эмоциональный интеллект и успешность
Оказалось, что этот «мягкий навык» помогает справляться с задачами, которые ставит реальная жизнь, намного больше, чем логика и аналитика. Ведь что самое главное в коммуникации «человек-человек»? Эмоциональные связи. Разберем на примере, почему это важно (все персонажи вымышлены, а совпадения случайны).
Есть Петя, который пришел устраиваться на работу. Работа хорошая – платят много, перспективы роста. Петя – профессионал с большим опытом. Непрерывно обучается, повышает квалификацию и обладает всеми необходимыми компетенциями. Кроме одной – у Пети проблемы с эмоциональной регуляцией.
На собеседовании Петя волнуется и не может взять себя в руки. Краснеет, потеет, сбивается. И в какой-то момент профессионал с большим опытом уже не может ответить даже на самый банальный вопрос. И аппетитное место уходит другому – уверенному в себе, обаятельному кандидату Васе. И не важно, что Вася по части hard skills (профессиональных навыков) уступает. Он улыбался, произвел впечатление и установил эмоциональные связи. У Васи – высокий EQ, и место досталось Васе. А значит это одно – нужно дружить со своими и чужими эмоциями.
Комплекс упражнений для развития EQ
Есть разные подходы к определению и структуре EQ. Весьма любопытной нам кажется формулировка авторства Говарда Бука и Стивена Стайна, в которой под EQ понимают «способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным». В свете этого определения становится понятно, почему соискатель Вася обошел кандидата Петю – он не поддался стрессу, был обаятельным, интуитивно уловил, как понравится.
«Васями» не рождаются, ими становятся. EQ, если коротко, состоит из таких компонентов:
Подтянув эти стороны, научитесь выдерживать стресс, решать конфликты, быть гибким и адаптивным, лучше взаимодействовать с людьми. Начать, конечно, нужно с себя – без понимания своих эмоций чужими сложно управлять. И комплекс упражнений, предложенный ниже, опирается на эту логику.
«Что я сейчас чувствую?»
Базовыми принято считать 6 эмоций – радость, страх, гнев, удивление, отвращение, грусть. И еще несколько сотен является их подвидами. К примеру, гнев «ветвится» на ярость, ненависть, злость, возмущение и т.д. Радость – на счастье, восторг, ликование и т.д. Представьте себе, мы испытываем их – одну или несколько сразу – каждую минуту, непрерывно, каждый день. И было бы неплохо научиться отдавать себе в этом отчет – осознавать свое текущее состояние.
Упражнение «Что я сейчас чувствую?» этот навык как раз и развивает. Введите в привычку несколько раз в день задавать себе этот вопрос. А лучше – ведите дневник эмоций, фиксируя в нем переживаемые в течение дня эмоции. В конце недели или месяца подводите итоги – каких было больше всего, каких не испытали совсем. Возможно, обнаружите закономерности – например, как эмоция раздражения превращается в гнев. Или страх, нарастая, трансформируется в агрессию.
«Почему я это чувствую?»
Кроме констатации факта («мне грустно», «я раздражен»), было бы хорошо разобраться в причинах. С чем связана эта эмоция – с каким внешним событием или внутренним фактором? Обнаружив триггер эмоции, идите глубже. «Я разозлился, услышав критику». Почему? «Распаковка» эмоции напоминает игру с матрешкой. Внутри эмоции «злость» может скрываться страх, беспомощность, низкая самооценка. «Я злюсь, потому что он прав. Но мое самолюбие не позволяет признаться в этом». Или: «Я злюсь, потому что мне кажется, что критика нарушает мои границы. Мне страшно, ведь когда-то их грубо нарушили и мне было больно. Я не хочу, чтобы это снова со мной повторилось. Я защищаюсь, используя в качестве средства защиты агрессию. Мне стоит подумать о том, как укрепить свои границы, чтобы спокойно относиться к критике и не испытывать страх».
«Что я выбираю делать?»
Именно так – мы сами выбираем реакцию. Не дядя Степа из соседнего двора, а я. Чаще всего – автоматически, но кто мешает добавить осознанность? Тем более, если действия, возникшие в результате эмоции, не очень нас радуют. И снова берем бумагу и ручку. Есть эмоция – злость. Ситуация – меня критикуют. Причина злости – страх. Автоматическая реакция – нападать. Что я выбираю делать, чтобы не создавать этот конфликт?
Критику можно, например, обсудить. Не будет ли подобная дипломатия подавлением эмоции злости? Не приведет ли это к неврозу? Осознание эмоций и чувств – это принятие, а не подавление. Осознав, вы эмоцию проживаете и отпускаете. Ее интенсивность при этом становится меньше, а у вас появляется замечательная возможность корректно ее проявить.
«Я чувствую», «Потому что», «Я выбираю сделать» – тренируйтесь, и со временем станет привычкой. Почувствовать – осознать. Принять решение – сделать, не нанося ущерб ни себе, ни окружающим. Не нужно идти на поводу своих эмоций. Проживайте их, согласовав реакции с общим жизненным планом, с конкретными целями.
«Экспрессивное письмо»
Не всем эмоциям можно сказать «Ок, я тебя понимаю, принимаю и выбираю реагировать с высокой пользой для себя». Есть те, которые накрывают с головой и делают человека рабом аффекта. Метод экспрессивного письма профессора Джеймса Пеннебейкера за три дня избавит от любой сильной эмоции – гнева, отчаяния, обиды, душевной боли. Просто берем лист бумаги и ручку (документ Word) и пишем все, что чувствуем, в течение 20 минут.
Не следим за логикой, орфографией и пунктуацией. Не выбираем слова. Берем и выливаем на бумагу (документ Word) поток скачущих мыслей. Все, что идет изнутри. На следующий день снова ставим таймер на 20 минут и снова занимаемся «выгрузкой» мыслей и чувств. Практикуем 3 дня. Если кажется, что что-то еще осталось, продляем. В конце написанное – сжечь, набранное в Word – удалить. В процессе экспрессивного письма вы не только проживаете и избавляетесь от сильных эмоций, но и оставляете в прошлом того себя, который все это переживал.
«Признание значимости»
Важно принимать не только свои, но и чужие эмоции. Да, в ситуации, когда на тебя наорали, сложно оставаться нейтральным, быть принимающим и понимающим. Естественная реакция – дать сдачи или убежать. Но кроме лимбической системы, генерирующей эмоции, есть кора больших полушарий. Включаем ее и соглашаемся с тем, что неприятная ситуация случилась. И человек, который «проорался», испытывал сильные эмоции, с которыми не смог совладать.
Амортизировать ситуацию можно, признав словами через рот значимость проблемы. Сообщите собеседнику, что ситуация важная, неприятная и, конечно, провоцирует шквал эмоций. И на месте собеседника вы бы точно так же метали и рвали. Признав значимость, задайте «рамку»: давай попробуем вместе найти решение. Помогая другим справляться с эмоциями, вы защищаете себя от стресса, расширяете круг лояльно настроенных к вам людей и развиваете свой EQ, который важнее IQ.
«Вышедшие из-под контроля эмоции могут превратить умных и находчивых людей в настоящих тупиц», – написал в своей книге Дэниел Гоулман, автор бестселлера про EQ. Если не получается взять эмоции под контроль, если общение с другими людьми – череда ссор и конфликтов, обращайтесь к психологу. Терапия поможет развить чувственный опыт, распаковать все эмоции и направить эту энергию в личностный рост, гармоничные отношения и продуктивную жизнь.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также