«Бабайка заберет»: 5 запрещенных приемов в воспитании
Опубликовано: 9 июля 2024
Контент проверен специалистом
6 минут
139
Автор
Редакция сервиса Psy-Chat.ru
В редакции сервиса работают опытные психологи, обеспечивая качественный контент. Они специализируются на разных областях психологии, обогащая материалы сайта своими знаниями.
Нам кажется, что воспитание детей – это привить хорошие манеры, обучить правилам поведения и защитить от опасности. На самом деле, главное – научить ребенка правильно относиться к себе. Ведь многое из того, что мы из себя представляем, будучи взрослыми, уходит корнями непосредственно в детство. Поговорим, к чему приводят запреты и наказания. Выясним, что будет, если делать все за ребенка. И обсудим, чем заканчиваются истории «Делай так, как я сказала» и «Не съешь котлету, не получишь конфету».
Делать за ребенка то, что он может сам
Любимое дело родителей – сделать все за ребенка. По понятным причинам – экономия времени и предсказуемый результат – этот вариант куда привлекательней, чем «подождать». Но побочным эффектом становится подавление активности ребенка и снижение самостоятельности. И нечего сокрушаться, когда любознательный и расторопный малыш превращается в безразличного ко всему, вялого и пассивного человечка. Желание что-то делать, если знаешь, что сделают за тебя, пропадает. Какой в этом смысл? Мама придет и все сделает – и шнурки завяжет, и игрушки соберет, и задачи порешает.
Самостоятельность – мышца, которую нужно тренировать. Если носить ребенка на ручках и делать все вместо него, он ничему не научится. Даже ходить. Помогать, подсказывать, направлять – это правильно. Но в первую очередь нужно учить ребенка верить в себя – свою способность доводить дела до конца, решать проблемы, делать выбор. Ребенок развивает самостоятельность, когда выбирает, что съесть на завтрак, какие надеть штаны, в какую игру и по каким именно правилам нужно играть.
Кажется, что это мелочи. Но если за эти «дела житейские» будет отвечать окружение, ребенок закономерно решит – какая разница, чего я хочу, что могу и как умею. Все равно все решат, выберут и сделают за меня. Чем больше мы позволяем ребенку управлять своей жизнью, тем крепче становится мышца самостоятельности. Тем более уверенным в себе человеком он развивается. Тем более сильным и смелым он себя ощущает. И ничего подобного с ним не случится, если мама будет поить, кормить, одевать и за ручку водить до окончания школы.
Воспитание с помощью принуждения
Принуждение – еще одна роковая ошибка родителей. Заставить ребенка доесть, что осталось в тарелке, или отдать свою игрушку другому ребенку в песочнице – не очень хорошая мысль. Такой воспитательный метод не повышает аппетит, не развивает щедрость, а формирует в ребенке ряд опасных для будущей жизни привычек и установок.
В их числе – неумение отказать. В песочнице ребенок делится игрушкой, в школе – деньгами, которые мама дала на карман, а на работе выполняет чужую работу, хотя за это никто не платит и даже спасибо не скажет. Да, этому взрослому, которого в детстве заставляли делать то, что не хочется, и теперь все это не нравится. Но он уже привык – так надо.
Не нужно «ломать» детей, заставляя их что-то делать против желания, через силу. Привычка доедать, делиться, отдавать приводит к тому, что ребенок, вырастая, не способен распоряжаться своими ресурсами, не умеет отстаивать границы, старается быть хорошим для всех и страдает от чувства вины, когда приходится собраться с духом и сказать кому-то «нет».
Заставляя что-то делать, мы приучаем ребенка к тому, что его желания, интересы и мнение не важны. Дети быстро это усваивают и перестают искать опору в себе. Ориентиром становится «надо» и потребности других. «Я» отодвигается в дальний угол, покрывается пылью и становится незаметным. Безоговорочное подчинение воле родителей – не лучший опыт в жизни ребенка. Задача родителя – не подчинить, не принудить, а договориться и объяснить. А в уме держать мысль о том, что ребенок имеет полное право оставить в тарелке еду, когда насытился, и не делиться своей машинкой, если хочется самому здесь и сейчас с ней поиграть.
Запугивать и укреплять эмоцию страха
По поводу укрепления детских страхов есть замечательный эксперимент Джона Уотсона «Маленький Альберт». Девятимесячного мальчика Альберта познакомили с белой крысой и разрешили с ней поиграть. Как только мальчик касался крысы, раздавался громкий звук – Уотсон бил молотком по металлической пластине. Понятное дело, Альберт пугался и вскрикивал. После многократных повторений этого трюка мальчик не только потерял интерес к играм с крысой, но и начинал паниковать при ее приближении. Кроме того, страх белых крыс распространился на более-менее похожих животных (кролика, морскую свинку, собаку) и даже предметы (меховое пальто).
Примерно так и развиваются страхи. Нейтральные стимулы начинают вызывать очень сильный эмоциональный отклик, если родители приложили к этому руку: «Не подходи, укусит», «Придет Бабайка и тебя заберет», «Отдам в приют, если не будешь слушаться». Родителям почему-то кажется, что припугнуть в воспитательных или образовательных (в общем, педагогических) целях – дело полезное. На самом деле, страхи формируются на раз, а вот избавиться от них – дело сложное.
Функция мамы и папы – защищать, укреплять безопасность. А если тебя готовы и Бабайке на растерзание отдать, и в приют отправить – значит, на родителей полагаться не очень-то можно. Да и мир надежностью не отличается – здесь укусят, там ногу сломаешь или голову свернешь. В общем, ни к кому и ни к чему доверия нет. А это чревато серьезными проблемами с психикой.
Запрещать познавать окружающий мир
В жизни ребенка, который рвет книгу, рисует на обоях или прыгает по лужам, происходит важное дело – процесс познания мира. В частности, ребенок узнает о свойствах предметов и о том, что случается, если с ними взаимодействовать. Значит ли это, что нужно детям позволять все на свете? В каком-то смысле – да. До границ, где это не угрожает их жизни или здоровью. Что касается жизни вещей, какими-то можно пожертвовать, чтобы ребенок рос любознательным, активным и творческим. По крайней мере, все, что не касается антикварных или просто дорогих предметов, можно отдать ребенку на растерзание.
Все, что действительно дорого, уберите. А в зоне доступности оставьте все то, что не жалко отправить в мусорное ведро. А если все запрещать и подавлять интерес маленького исследователя, на выходе получим скучающего, пассивного и угрюмого человека, который сидит и ручки сложил. Потому что кругом сплошное «нельзя» и «положи, я сказала».
Если в приоритетах – психическое здоровье и счастье ребенка, разбитая чашка покажется ерундой. И если сразу загрузить в сознание, что воспитание детей – это расходы непредсказуемого масштаба, убытки в виде испорченных вещей перестанут казаться трагедией. «Можно» все, что не угрожает ни ребенку, ни окружающим.
Запреты, конечно, должны присутствовать, но не в таких количествах, как это принято в широком обиходе. И прежде чем сказать «нельзя», подумайте – то, что вы собираетесь запретить, действительно так страшно и ужасно? Что непоправимого случится, если малыш прыгнет в лужу? Между оторвать мишке лапу и ковыряться в розетке – большая разница, и там, где ребенок безопасно что-то познает, выражает себя или пробует, не нужно блокировать этот естественный импульс.
Шантажировать с помощью «подкупа»
И последнее, о чем хочется сказать в разговоре про запрещенные приемы, это шантаж. А именно – использовать подкуп с целью принудить ребенка что-то сделать. Родители делают это часто и с непробиваемой уверенностью, что именно так и нужно поступать: «Не сделаешь уроки – не пойдешь на улицу», «Не соберешь игрушки – не посмотришь мультик», «Не съешь котлету – не получишь конфету». И это работает. Дети, действительно, становятся более «послушными». Вопрос – какой ценой?
О последствиях, как обычно, никто не задумывается. Раз работает – значит, правильный метод. Но если покопаться поглубже в этой манипуляции, получится, что мы внушаем ребенку пару опасных и вредных мыслей. Например, мысль о том, что все хорошее нужно заслужить и выстрадать, и счастье – оно для «достойных». Или установку, что этим счастьем распоряжаются другие, и человеку оно не принадлежит. И можно только надеяться, что все сложится наилучшим образом, и ты получишь то, чего хочешь. К слову, когда ты это получишь, никакого удовольствия не испытаешь – слишком дорого обошлось.
В общем, ничего хорошего из этой истории, кроме вынужденного «послушания», не выжмешь. А ведь можно поступить практически так же, но по-другому – иначе сформулировать мысль. Оформить просьбу таким образом, чтобы ребенок не чувствовал себя униженным, зависимым и испуганным: «Давай ты будешь умницей, соберешь свои игрушки и пойдем смотреть мультики».
Не шантажируйте, а предлагайте цель и указывайте направление. Сообщайте об этом так, будто то, что нужно сделать ради цели, это не ваше желание, а совместное решение.
Мол, мы с тобой так решили – сначала собрать игрушки, а потом смотреть мультики. Поверьте, ребенок с большим удовольствием включится в эту игру. А если случится, что условия оказались для него неприемлемы, и ребенок стал капризничать, смените формулировку: «Да, конечно, малыш, мы будем смотреть мультики. Но мы ведь уже договорились, что сначала – игрушки собрать. Это быстро, а потом – сразу мультики!».
Есть как минимум пять (на самом деле, десятки и сотни) приемов, благодаря которым ребенок вырастет и станет постоянным клиентом психолога. Всего лишь нужно завязывать вместо него шнурки, заставлять доедать котлету, пугать Бабайкой и шантажировать с помощью подкупа. И вместо уверенного в себе, счастливого и успешного человека будет подавленный, недовольный и подозрительный взрослый, который, в лучшем случае, проработает свое детство, но, скорее всего, проживет несчастливую жизнь, ничего не меняя. Потому что привык довольствоваться тем, что есть. Родители когда-то научили.
Автор
Редакция сервиса Psy-Chat.ru
В редакции сервиса работают опытные психологи, обеспечивая качественный контент. Они специализируются на разных областях психологии, обогащая материалы сайта своими знаниями.
Будьте внимательны! Данный материал носит исключительно ознакомительный характер. Для решения вашей проблемы мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом.
«Бабайка заберет»: 5 запрещенных приемов в воспитании
Содержание
Нам кажется, что воспитание детей – это привить хорошие манеры, обучить правилам поведения и защитить от опасности. На самом деле, главное – научить ребенка правильно относиться к себе. Ведь многое из того, что мы из себя представляем, будучи взрослыми, уходит корнями непосредственно в детство. Поговорим, к чему приводят запреты и наказания. Выясним, что будет, если делать все за ребенка. И обсудим, чем заканчиваются истории «Делай так, как я сказала» и «Не съешь котлету, не получишь конфету».
Делать за ребенка то, что он может сам
Любимое дело родителей – сделать все за ребенка. По понятным причинам – экономия времени и предсказуемый результат – этот вариант куда привлекательней, чем «подождать». Но побочным эффектом становится подавление активности ребенка и снижение самостоятельности. И нечего сокрушаться, когда любознательный и расторопный малыш превращается в безразличного ко всему, вялого и пассивного человечка. Желание что-то делать, если знаешь, что сделают за тебя, пропадает. Какой в этом смысл? Мама придет и все сделает – и шнурки завяжет, и игрушки соберет, и задачи порешает.
Самостоятельность – мышца, которую нужно тренировать. Если носить ребенка на ручках и делать все вместо него, он ничему не научится. Даже ходить. Помогать, подсказывать, направлять – это правильно. Но в первую очередь нужно учить ребенка верить в себя – свою способность доводить дела до конца, решать проблемы, делать выбор. Ребенок развивает самостоятельность, когда выбирает, что съесть на завтрак, какие надеть штаны, в какую игру и по каким именно правилам нужно играть.
Кажется, что это мелочи. Но если за эти «дела житейские» будет отвечать окружение, ребенок закономерно решит – какая разница, чего я хочу, что могу и как умею. Все равно все решат, выберут и сделают за меня. Чем больше мы позволяем ребенку управлять своей жизнью, тем крепче становится мышца самостоятельности. Тем более уверенным в себе человеком он развивается. Тем более сильным и смелым он себя ощущает. И ничего подобного с ним не случится, если мама будет поить, кормить, одевать и за ручку водить до окончания школы.
Воспитание с помощью принуждения
Принуждение – еще одна роковая ошибка родителей. Заставить ребенка доесть, что осталось в тарелке, или отдать свою игрушку другому ребенку в песочнице – не очень хорошая мысль. Такой воспитательный метод не повышает аппетит, не развивает щедрость, а формирует в ребенке ряд опасных для будущей жизни привычек и установок.
В их числе – неумение отказать. В песочнице ребенок делится игрушкой, в школе – деньгами, которые мама дала на карман, а на работе выполняет чужую работу, хотя за это никто не платит и даже спасибо не скажет. Да, этому взрослому, которого в детстве заставляли делать то, что не хочется, и теперь все это не нравится. Но он уже привык – так надо.
Заставляя что-то делать, мы приучаем ребенка к тому, что его желания, интересы и мнение не важны. Дети быстро это усваивают и перестают искать опору в себе. Ориентиром становится «надо» и потребности других. «Я» отодвигается в дальний угол, покрывается пылью и становится незаметным. Безоговорочное подчинение воле родителей – не лучший опыт в жизни ребенка. Задача родителя – не подчинить, не принудить, а договориться и объяснить. А в уме держать мысль о том, что ребенок имеет полное право оставить в тарелке еду, когда насытился, и не делиться своей машинкой, если хочется самому здесь и сейчас с ней поиграть.
Запугивать и укреплять эмоцию страха
По поводу укрепления детских страхов есть замечательный эксперимент Джона Уотсона «Маленький Альберт». Девятимесячного мальчика Альберта познакомили с белой крысой и разрешили с ней поиграть. Как только мальчик касался крысы, раздавался громкий звук – Уотсон бил молотком по металлической пластине. Понятное дело, Альберт пугался и вскрикивал. После многократных повторений этого трюка мальчик не только потерял интерес к играм с крысой, но и начинал паниковать при ее приближении. Кроме того, страх белых крыс распространился на более-менее похожих животных (кролика, морскую свинку, собаку) и даже предметы (меховое пальто).
Примерно так и развиваются страхи. Нейтральные стимулы начинают вызывать очень сильный эмоциональный отклик, если родители приложили к этому руку: «Не подходи, укусит», «Придет Бабайка и тебя заберет», «Отдам в приют, если не будешь слушаться». Родителям почему-то кажется, что припугнуть в воспитательных или образовательных (в общем, педагогических) целях – дело полезное. На самом деле, страхи формируются на раз, а вот избавиться от них – дело сложное.
Запрещать познавать окружающий мир
В жизни ребенка, который рвет книгу, рисует на обоях или прыгает по лужам, происходит важное дело – процесс познания мира. В частности, ребенок узнает о свойствах предметов и о том, что случается, если с ними взаимодействовать. Значит ли это, что нужно детям позволять все на свете? В каком-то смысле – да. До границ, где это не угрожает их жизни или здоровью. Что касается жизни вещей, какими-то можно пожертвовать, чтобы ребенок рос любознательным, активным и творческим. По крайней мере, все, что не касается антикварных или просто дорогих предметов, можно отдать ребенку на растерзание.
Все, что действительно дорого, уберите. А в зоне доступности оставьте все то, что не жалко отправить в мусорное ведро. А если все запрещать и подавлять интерес маленького исследователя, на выходе получим скучающего, пассивного и угрюмого человека, который сидит и ручки сложил. Потому что кругом сплошное «нельзя» и «положи, я сказала».
Если в приоритетах – психическое здоровье и счастье ребенка, разбитая чашка покажется ерундой. И если сразу загрузить в сознание, что воспитание детей – это расходы непредсказуемого масштаба, убытки в виде испорченных вещей перестанут казаться трагедией. «Можно» все, что не угрожает ни ребенку, ни окружающим.
Запреты, конечно, должны присутствовать, но не в таких количествах, как это принято в широком обиходе. И прежде чем сказать «нельзя», подумайте – то, что вы собираетесь запретить, действительно так страшно и ужасно? Что непоправимого случится, если малыш прыгнет в лужу? Между оторвать мишке лапу и ковыряться в розетке – большая разница, и там, где ребенок безопасно что-то познает, выражает себя или пробует, не нужно блокировать этот естественный импульс.
Шантажировать с помощью «подкупа»
И последнее, о чем хочется сказать в разговоре про запрещенные приемы, это шантаж. А именно – использовать подкуп с целью принудить ребенка что-то сделать. Родители делают это часто и с непробиваемой уверенностью, что именно так и нужно поступать: «Не сделаешь уроки – не пойдешь на улицу», «Не соберешь игрушки – не посмотришь мультик», «Не съешь котлету – не получишь конфету». И это работает. Дети, действительно, становятся более «послушными». Вопрос – какой ценой?
О последствиях, как обычно, никто не задумывается. Раз работает – значит, правильный метод. Но если покопаться поглубже в этой манипуляции, получится, что мы внушаем ребенку пару опасных и вредных мыслей. Например, мысль о том, что все хорошее нужно заслужить и выстрадать, и счастье – оно для «достойных». Или установку, что этим счастьем распоряжаются другие, и человеку оно не принадлежит. И можно только надеяться, что все сложится наилучшим образом, и ты получишь то, чего хочешь. К слову, когда ты это получишь, никакого удовольствия не испытаешь – слишком дорого обошлось.
В общем, ничего хорошего из этой истории, кроме вынужденного «послушания», не выжмешь. А ведь можно поступить практически так же, но по-другому – иначе сформулировать мысль. Оформить просьбу таким образом, чтобы ребенок не чувствовал себя униженным, зависимым и испуганным: «Давай ты будешь умницей, соберешь свои игрушки и пойдем смотреть мультики».
Мол, мы с тобой так решили – сначала собрать игрушки, а потом смотреть мультики. Поверьте, ребенок с большим удовольствием включится в эту игру. А если случится, что условия оказались для него неприемлемы, и ребенок стал капризничать, смените формулировку: «Да, конечно, малыш, мы будем смотреть мультики. Но мы ведь уже договорились, что сначала – игрушки собрать. Это быстро, а потом – сразу мультики!».
Есть как минимум пять (на самом деле, десятки и сотни) приемов, благодаря которым ребенок вырастет и станет постоянным клиентом психолога. Всего лишь нужно завязывать вместо него шнурки, заставлять доедать котлету, пугать Бабайкой и шантажировать с помощью подкупа. И вместо уверенного в себе, счастливого и успешного человека будет подавленный, недовольный и подозрительный взрослый, который, в лучшем случае, проработает свое детство, но, скорее всего, проживет несчастливую жизнь, ничего не меняя. Потому что привык довольствоваться тем, что есть. Родители когда-то научили.
Поделись ею с друзьями!
Комментарии
Смотрите также